Девальвация рубля и введение акциза на сахаросодержащие напитки в России приведут к росту цен на соки и газировку. И то, и другое в подавляющем большинстве случаев производится из импортных концентратов, что делает такие продукты чувствительными к колебаниям валютного курса, рассказали aif.ru эксперты.
Крупные производители уже уведомили торговые сети о подорожании своей продукции. «Удорожание импортных ингредиентов из-за падения курса рубля и введения акциза на сахар приводит к росту цен напитков. Так, PepsiCo, "Сады Придонья" и МПБК "Очаково" планируют повысить цены в среднем на 10%-20%», — сообщила газета «Коммерсант».
Глава Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков объяснил это тем, что в себестоимости соков около 70% затрат приходится на импортные концентрированные соки и пюре. Поэтому цены прямо зависят от силы или слабости курса рубля.
Что касается газировки, то и там, несмотря на локализацию производства, используют импортную концентрированную основу, похожую на густой сироп. Ее привозят из-за границы, смешивают с водой, разливают по бутылкам и газируют, но вкус у большинства таких напитков — импортный, рассказал aif.ru независимый эксперт, бывший глава Союза производителей безалкогольных напитков Дмитрий Петров.
«Подорожает не все, в России есть и отечественные рецепты приготовления концентрированной основы, но по сравнению с тем широким разнообразием, к которому привык потребитель, отечественного слишком мало. Абсолютное большинство концентрированных основ поставляется из-за рубежа, чаще всего из Китая, и для покупки нужна валюта. Можно было бы производить все и в России, но это требует инвестиций», — объяснил Дмитрий Петров.
«Большая часть соков и почти вся газировка — с сахаром, поэтому они попадают под новый акциз. И основа у них импортная, пресловутые "Кока-кола" и "Пепси-кола" всегда завозили концентрированную основу из-за рубежа, рецепт держали в секрете. И другие производители концентраты тоже импортируют. Свои рецепты, например, "Тархун" и "Байкал" в России есть, но их для отечественного рынка явно недостаточно», — сказал Борисов.
Рост цен на напитки в теории должно сдерживать увеличение предложения на внутреннем рынке. По данным Росстата, за январь-май 2023 года производство безалкогольных напитков выросло на 8%, а соков — на 11,6% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Мощности российских предприятий позволяют полностью обеспечивать потребности россиян, заявили aif.ru в Минсельхозе.
Если какая-то часть напитков подорожала, всегда можно найти более доступные марки, считают в министерстве. «Сегодня на российском рынке сформирован большой ассортимент безалкогольных напитков в разных ценовых категориях, и потребители имеют широкие возможности выбора», — отметил представитель ведомства.