Купюра раздора. Эксперт рассказал, как отбирают изображения на банкноты

© / Виталий Белоусов / РИА Новости

На этой неделе Центральный банк представил новые банкноты номиналом 1000 и 5000 рублей, но уже через два дня объявил, что выпуск 1000-рублёвки будет приостановлен, а её дизайн доработан.

   
   

Дело в том, что купюра, на которой изображены объекты Казанского кремля, вызвала недовольство православной общественности. В то время как шпиль башни Сююмбике увенчан полумесяцем, рядом стоит здание православной церкви без креста. Этот храм — бывшая Дворцовая церковь — был разграблен в 1918 году, и сейчас в нём находится Музей истории государственности татарского народа и Республики Татарстан.

«Неужели на всю Казань только этот кадр нужно было делать, и нельзя было найти чего-либо несущего мир и согласие, а не раздор, тем более на религиозной почве?» — задался вопросом блогер и священник Павел Островский.

Aif.ru переадресовал его председателю правления «Союза бонистов», кандидату исторических наук Александру Баранову, который принимал участие в экспертном совете, отбиравшем по заказу Центробанка изображения для банкнот.

«Таков городской пейзаж»

Дмитрий Писаренко, aif.ru: — Почему на банкноту номиналом в 1000 рублей попало именно это изображение, с башней Сююмбике и храмом без креста?

Александр Баранов: — Окончательное решение принимал Центробанк. Была задумка разместить на банкноте наиболее значимые и узнаваемые места Приволжского федерального округа.

Башня Сююмбике и музей, который сейчас находится в помещении бывшего храма, — узнаваемые элементы городского ландшафта Казани. Разумеется, никто не собирался разжигать межрелигиозную рознь или что-то в этом духе. У нас многонациональная и многоконфессиональная страна. Против нацистов на Украине плечом к плечу воюют представители разных конфессий.

   
   

— Но можно было предвидеть, что изображение православного храма, пусть и бывшего, без креста на куполе будет смотреться странно? Тем более что по соседству — башня Сююмбике с мусульманским полумесяцем.

— Полумесяц на башне был и 100 лет назад, и 200, и 300. И сейчас он там есть. А с храма 100 лет назад крест сняли, в этом здании, повторюсь, находится музей. Таков городской пейзаж на данный момент, и если теперь переделывать купюры и пририсовывать на них крест, это не будет соответствовать исторической действительности, поскольку сейчас креста там нет.

Орнаменты, вышивки, резьба по дереву

— Может, имело смысл поместить на банкноту мечеть Кул-Шариф и действующий Благовещенский собор, которые находятся там же, в Казанском кремле?

— Экспертный совет предлагал разные архитектурные изображения для банкнот, в том числе и эти. Художники Гознака предоставили заказчику (Центробанку) эскизы, заказчик выбрал и утвердил. После этого Гознак приступил к печати выбранного варианта.

Мы предлагали большой список объектов, причём не только архитектурные ансамбли. Там были и природные объекты, и народные промыслы: орнаменты, вышивки, резьба по дереву, — всё это можно использовать в элементах декора денежных знаков. Эксперты оценивали известность, значимость этих объектов, а также не вызовет ли изображение негативную реакцию в обществе.

— Выходит, как раз с реакцией в обществе и промахнулись?

— Но если бы на здании действительно был крест, а художник его не изобразил, тогда другое дело! Ведь гравюра делается с реальной фотографии. А креста там сейчас нет.

Что касается реакции общественности... Не будем забывать, что на современных российских банкнотах много православных храмов. На десятке — часовня в Красноярске. На 1000-рублёвой купюре — церковь в Ярославле. На 500-рублёвке вообще Соловецкий монастырь изображён. Причём на банкнотах образца 1997 года он тоже был без крестов, как в советское время, когда там находился Соловецкий лагерь особого назначения. Кресты появились на более поздних модификациях 500-рублёвки. Посмотрите, это две разные картинки.

Аргентинский парусник в Архангельске

— Кстати, на 500-рублёвке перед стенами монастыря нарисовано озеро, по которому плывёт парусная лодка. Но там совсем маленькое озеро (оно сейчас называется Святое), по нему никакие суда не ходят.

— Действительно, там такое озеро, что с одного берега на другой переплюнуть можно. Да, художник изобразил баркас, причём мореходный баркас, который для этого озера великоват. Такое авторское видение, что поделаешь.

Между прочим, на лицевой стороне этой купюры, посвящённой Архангельску, есть другая ошибка. Там стоит памятник Петру Первому, а у причала пришвартован парусник. Изначально там было изображено современное судно типа баржи. Но потом решили заменить его на другое, более соответствующее исторической эпохе. Художник спешил и вместо российского брига поставил аргентинский парусник, который никогда не бывал в России. Это уже потом выяснилось.

— Скажите, почему бы не изображать на купюрах мосты? С точки зрения религий это нейтральный объект. Плюс красивый и символичный — соединяет две разные стороны.

— Этот символизм не всегда работает. На банкнотах евро изображено много мостов. Возможно, была как раз такая идея. А что теперь? Много ли в Европе объединения? Наоборот, всё больше конфликтов на межнациональной, межрелигиозной почве. Всё идёт к тому, что через год-другой уже резать друг друга начнут.

В нашей стране огромное количество исторических, архитектурных, природных памятников. На мой взгляд, было бы интересно изобразить на одной банкноте и буддийскую ступу, и еврейскую синагогу, и православную церковь, и мусульманскую мечеть. Это был бы объединяющий символ.