Кукуруза вместо самолётов. Что происходит с промышленностью Украины

Промышленное производство Украины, судя по данным Государственной службы статистики, оживилось. В феврале впервые за последние три года был зафиксирован его рост по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Выросло промпроизводство страны и в марте — на 6,8% по сравнению с мартом 2015 года. В первом квартале рост промышленности составил 3,7%.

   
   

После последовательного падения промпроизводства на протяжении долгих месяцев такие темпы роста высокими не назовёшь.

С момента государственного переворота промышленность Украины только падала, некоторые отрасли практически полностью остановились. Во многом производственный спад обусловлен разрывом торгово-экономических связей с Россией — РФ была ключевым рынком для украинского экспорта.

«Ни промышленности, ни государства»

О том, что производство Украины переживает не лучшие времена, наглядно свидетельствуют данные потребления газа промышленностью страны. В 2015 году украинские промышленники потребили всего 11 млрд кубометров «голубого топлива». Для сравнения: в хорошие времена потребление составляло порядка 30 млрд кубометров. Даже в кризисный 2008 год оно находилось на уровне 17 млрд кубометров.

«Если на Украине не будет промышленности, то Украине российский газ нужен не будет. Промышленность перестаёт потреблять топливо, поэтому снижается потребность в газе как в таковом. Не потому, что экономика стала более энергоэффективной и затраты на энергоносители сократились. Просто промышленность остановилась. Поставки газа на Украину напрямую связаны с состоянием украинской экономики. Украинская экономика будет подниматься, будет подниматься промышленность, тогда будет потребность в газе. На сегодняшний момент, в состоянии стагнации, конечно, физической необходимости в таких объёмах нет», — говорит экс-пресс-секретарь «Нафтогаза» Валентин Землянский.

В 2015 году ВВП Украины сократился на 9,9%, свидетельствуют данные Госстата. В этом году правительство страны ожидает экономического роста на уровне 1%.

Недавно премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что на Украине не существует «ни промышленности, ни государства». На совещании о состоянии угольной отрасли глава Ростехнадзора Алексей Алёшин отчитался, что в прошлом году показатель травматизма на предприятиях снизился до самого низкого со времён СССР уровня. Для сравнения Алёшин привёл Украину, где ситуация с травматизмом гораздо хуже. «Что нам с Украиной в этом смысле сопоставляться? Я просто про то, что там ни промышленности, ни государства не существует», — прокомментировал Медведев.

   
   

На это Алёшин ответил, что привёл данные за 2013 год. Но и это позицию премьер-министра не изменило: «2013 год? Значит, промышленность там была, а государства и тогда не было».

Какая промышленность встала

Наиболее тяжёлая ситуация прослеживается в высокотехнологичных отраслях украинской промышленности. «Украина самоустраняется из списка стран, имевших полный цикл производства в авиации и ракетостроении, — без кооперации с Россией практически невозможно поддерживать эти отрасли. Восстановить их после развала также будет невероятно сложно», — подчёркивает украинский экономист Александр Дудчак.

Падение производства приводит к снижению экспорта. Из страны с развитой промышленностью Украина превращается в экспортёра-агрария: в общих внешних поставках доля сельскохозяйственной продукции выросла до одной трети (в первую очередь кукуруза, пшеница и подсолнечное масло).

«Но произошло это не за счёт развития сельскохозяйственной отрасли, а из-за деградации промышленности. Таким же способом увеличилась и доля ЕС в экспорте Украины с 31% в 2013 году до 41% в первом квартале 2016 года — не за счёт его роста, а в первую очередь за счёт снижения доли РФ. Но и этот показатель существенно снизится к концу года из-за быстрого исчерпания квот на поставки в Европу», — поясняет Дудчак.

Неутешительная ситуация прослеживается и с оборонной промышленностью. Если в советские времена в Харькове на заводе им. Малышева производили до 600 танков в год, то сейчас в течение нескольких лет предприятие не может выполнить тайский заказ на 49 танков «Оплот». «Из-за прекращения сотрудничества с Россией пострадало уникальное производство двигателей для вертолётов и кораблей ВМФ, которые создавались на заводах «Мотор Сич» в Запорожье и «Зоря-Машпроект» в Николаеве», — добавляет эксперт.