Кризис Поднебесной. Почему оказалось, что Китаю вредно быть богатым?

«КНР в последнее время являлась локомотивом мировой экономики. Если представить, что и этот паровоз сойдёт с рельс, наступит попросту конец света».

   
   

Неподалёку от центра провинции Гуанси - мегаполиса Наньнин, расположен городок Мэйчжоу. Небоскрёбы из стекла и бетона, современные шопинг-цент­ры, изысканные кафе. Правда, с наступлением темноты ездить туда не рекомендуется. Ведь в Мэйчжоу никогда не включают свет, посему на пустынных улицах не встретишь ни души: жуткое зрелище, разбавленное воем бездомных собак.

Мэйчжоу - один из полусотни (!) городов-призраков, построенных в Китае в рамках борьбы с финансовым кризисом с целью не допустить обвала цен на недвижимость. Сейчас в стране пустуют 65 млн квартир, а экономический рост КНР упал до самой низкой с 1999 г. отметки 7,6%. Скептики предсказывают «сдувание» экономики Поднебесной, и это событие грозит потрясти мир до основания. Как и США, Китай находится на пороге кризиса потому, что его граждане… тратили слишком много денег.

«Мир умрёт с голоду»

- Ещё пять лет назад найти зар­плату в 300 баксов считалось огромной удачей, - комментирует ситуацию финансист Фэнь Линь из Наньнина. - Сейчас же в крупных городах китайцы жалуются на бедность, зарабатывая… $1000 в месяц. Всё подорожало - многие вещи стоят куда больше, чем в Гонконге, который когда-то считался в КНР образцом ужасной дороговизны. В результате Китай лишился своего самого главного плюса - практически бесплатного труда. Жители страны быстро забыли: они разбогатели только потому, что сотни миллионов их сограждан горбатились за копейки, мастеря на фабриках джинсы для всей планеты. Если проблемы сотрясут экономику Китая, кризис 2008 г. покажется леденцом на палочке. Видимо, китайцам попросту вредно быть богатыми. Иначе остальной мир умрёт с голоду.

Действительно, дешёвый труд - это своего рода китайская нефть: лишь благодаря ему КНР и достигла статуса «супердержавы». Но это уже в прошлом. В последние годы по стране прокатилась волна забастовок (бунтовали даже рабочие компании «Эппл», производящей айфоны) с требованием повысить жалованье. Больше денег в карманах - выше цены у торговцев. Подорожание нанесло вред и мест­ному автопрому - китайские машины за границей всегда покупали сугубо из-за дешевизны, ибо качество хромает. Теперь Ирак и Судан разместили заказы в Японии: брать «китайцев» невыгодно. Дизайнеры марок одежды и обуви перемещают производство в более бедные страны - Вьетнам и Индонезию. Но жители КНР не хотели этого замечать. Китайцы долго были нищими. И, едва они впервые в своей истории разбогатели, у людей «отказали тормоза». Всем хотелось только одного - потреблять.

Именно в Китае я видел дикие очереди за айфонами и переросший в драку скандал у магазина «Шанель» с воплями из толпы: «Не больше двух сумок в одни руки!» В республике появились гастарбайтеры-нелегалы из Индии и Пакистана - среди городских китайцев считалось «плебейством» подметать улицы. И крестьяне, и горожане увлеклись кредитами, скупая предметы роскоши. Стало модно раскатывать на такси - в час пик машину в Пекине не поймаешь. По всему Китаю ударными темпами строилось безумное количество торговых центров: после спада «бума потребления» продавцы скучают без покупателей. Как сказал мне менеджер в детском отделе магазина «Вэйбао» в Наньнине, за день он продал только одну игрушку - красного крокодила. Политика компартии «одна семья - один ребёнок» привела к тому, что население КНР катастрофически быстро стареет, превращаясь в государст­во неработающих пенсионеров.

- Чем грозит России обвал китайской экономики? - задаётся вопросом экономист Ван Чо-линь. - К сожалению, очень плохими вещами. У нас начнут тысячами вставать фабрики, КНР сократит закупки энергоресурсов. Это вызовет падение цен на нефть и газ и сразу отразится на российском бюджете, а затем на курсе рубля. Поднебесная являлась локомотивом мировой экономики. Если представить, что и этот паровоз сойдёт с рельс, наступит конец света. На месте России я бы уже сейчас аккуратно задумался: где ещё можно взять деньги на случай «зависания» Китая над пропастью?

   
   

Спасение «сектора лапши»

Но у нас, конечно, никто и в ус не дует. Зато внутри КНР принимаются срочные меры. Скорее всего, семьям разрешат иметь второго ребёнка, дабы обеспечить приток рабочих рук на заводы. Ужесточат контроль за налогами, менеджерам госкорпораций запретят частые выезды за рубеж. Миллионы людей получат возможность взять кредиты для покупки жилья. Газета «Шанхай дэйли» сообщила, что правительство будет развивать… «сектор лапши», закачивая деньги в строительство тысяч дешёвых уличных ресторанчиков. «Многие работники офисов, включая женщин, не готовят на кухне, а покупают еду для дома в кафе. Таким образом, проще строить квартиры экономкласса без кухонь, они будут по метражу меньше и обойдутся покупателям дешевле».

…Честно говоря, вероятность вспышки нового кризиса с лейб­лом «Сделано в Китае» обсуждают уже пару лет - а воз, слава богу, и ныне там. Увы, тут чистая правда: китайская экономика с каждым годом хоть и медленно, но верно сползает вниз. А ведь КНР - второй после США потребитель нефти и закупает половину (!) всего угля в мире. Если Поднебесная таки «лопнет», мало нам не покажется. К сожалению, я не вижу, чтобы российские власти и крупный бизнес принимали меры на случай наступления нового кризиса. Настроение менеджеров наших корпораций сродни пофигизму - типа «китайцы сами вывернутся». Шанс на это, безусловно, есть. Однако неожиданный сюрприз с резким ростом доллара и сокращением зарплат по типу 2008 г. тоже будет получить не очень-то приятно.

«За каждого русского солдата убили сто китайских». 45 лет со дня войны между СССР и КНР за остров Даманский: специальный репортаж читайте в следующем номере «АиФ».