Котировки вниз. Эксперт Фролов объяснил скромное снижение нефтедобычи ОПЕК+

© / HeliRy / istockphoto.com

Нефть — это кровь экономики, и от ее стоимости зависит благополучие почти всех стран мира. Потребителям приятны низкие цены, производителям — высокие. Ранее направление движения нефтяных котировок определял альянс нефтедобывающих стран ОПЕК, и каждое его решение об уровне добычи весь мир ждал, затаив дыхание. На встрече расширенного клуба ОПЕК+, куда входит и Россия, состоявшейся 30 ноября, страны-участницы, заинтересованные в неослабевающем потоке экспортной выручки, крайне неохотно шли на снижение собственной добычи нефти.

В итоге небольшое сокращение, замаскированное громкими заявлениями, все же согласовать удалось, но нефтяные котировки медленно, но верно снижаются. Почему так происходит, специально для aif.ru объяснил заместитель генерального директора института национальной энергетики Александр Фролов.    
   

Лукавая цифра

Евгений Никтовенко, aif.ru:​ — Александр Сергеевич, сколько нефти недополучит мировой рынок в 2024 году по решению саммита ОПЕК+, состоявшегося 30 ноября?

Александр Фролов: — Альянс нефтедобывающих стран дважды объявлял итоговые цифры по сокращению добычи, и каждый раз делал это так невнятно, что запутал и аналитиков, и участников рынка, и, не исключено, сам себя.

— Есть же твердая цифра снижения добычи на 2,2 млн баррелей в сутки...

— Да, но в ней учитывается продление ранее взятого на себя добровольного ограничения добычи Саудовской Аравией в размере 1 млн баррелей в сутки. То есть логично, что реальное сокращение добычи в 2024 году составит лишь 1,2 млн баррелей в сутки. Но и это неверно, ведь и Россия ранее обязалась сократить экспорт нефти и нефтепродуктов на 300 тыс. баррелей в сутки, этот объем тоже не поступает сейчас на мировой рынок, а он также учтен в общей цифре в 2,2 млн. Получается, реально сокращение составит лишь 900 тыс. баррелей в сутки. Но и это не все — ОПЕК+ и отдельные страны ранее уже проводили несколько раундов снижения добычи, и непонятно, от какого именно уровня нужно отталкиваться при подсчетах нынешнего решения.

— Ваша версия, сколько нефти реально недополучит мир в 2024 году, исходя из решения ОПЕК+?

   
   

— Реальное дополнительное сокращение составит менее 250 тыс. баррелей в сутки. Из них 200 тыс. баррелей приходится на Россию, причем тут могут быть как нефть, так и нефтепродукты, и все остальные страны сократят еще на 47 тыс. баррелей в сутки.

Влияние на цены

— Такое незначительное снижение не смогло поддержать нефтяные котировки, и поэтому они сейчас опустились ниже 80 долл. за баррель?

— Сразу после первого сообщения о сокращении добычи цены на биржах подросли, но постепенно аналитики разобрались с путаными заявлениями ОПЕК+, и стало проясняться, что снижение будет существенно меньше. На это наложилось активно циркулирующее на рынке мнение, что в 2024 году рост спроса на нефть будет очень незначительным, и, возможно, возникнет переизбыток черного золота. В совокупности эти два фактора и двинули нефтяные котировки вниз, что мы сейчас и наблюдаем.

— Эта понижательная тенденция сохранится в 2024 году?

— Сейчас нельзя прогнозировать цены на нефть в следующем году, можно только гадать. На рынок оказывается массированное, планомерное, в том числе и информационное давление. Можно, конечно, оттолкнуться от примерного баланса спроса и предложения, но много нерыночных и труднопредсказуемых факторов будут влиять на нефтяные котировки, поэтому давать прогнозы сейчас бессмысленно.

Топливо подорожает

— Можно надеяться, что, исходя из текущей ситуации на рынке нефти, в следующем году стоимость бензина и дизеля хотя бы не вырастет?

— Увы, среднегодовые цены 2024 года на моторное топливо будут выше показателей 2023 года.

— Намного?

— Предположу, что в следующем году резкого роста не будет, стоимость нефтепродуктов вырастет в пределах общей инфляции.

— Но почему это происходит, нефть же не дорожает?

— Сделки ОПЕК+ и колебания нефтяных котировок на мировых биржах не оказывают прямого влияния на наш топливный рынок, потому что в России нефтяная составляющая в конечной цене нефтепродуктов крайне незначительная. Стоимость бензина или дизеля на внутреннем рынке в основном зависит от налогового режима, котировок на санкт-петербургской бирже и от выполнения крупными нефтекомпаниями договоренностей с правительством о сдерживании розничных цен в пределах инфляции.

— Вернемся к ОПЕК+. Зачем альянсу новый участник в лице Бразилии?

— Тут никакой интриги нет, только прямой расчет. Чем больше крупных нефтедобывающих стран входят в альянс ОПЕК+, тем авторитетнее сам альянс и тем весомее и эффективнее его возможности по регулированию предложения нефти на мировом рынке.