В России объявлено о старте самой масштабной и многолетней программы развития авиационной промышленности. AиФ.ru разбирался в том, как и на что будут потрачены деньги.
Минпромторг сообщил о выделении денег из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на закупку авиатехники для авиакомпаний с госучастием. Программа рассчитана до 2030 г. и предполагает выделение 2,5 трлн руб. Часть средств (40% или 1 трлн руб.) планируется занять у банков (в списке будущих инвесторов в основном крупные государственные и подсанкционные финансовые организации).
Между тем, ещё в июне прошлого года директор по маркетингу и продажам гражданской авиатехники корпорации «Иркут» Кирилл Будаев на международной авиационной конференции заявил, что российская авиационная отрасль нуждается в кредитах общим объемом до 4,15 трлн руб., тогда по его словам российским авиакомпаниям требовалось 734 новых самолёта.
Новая программа, которую представил Минпромторг, как раз и предусматривает выпуск 735 новых гражданских самолетов. В первую очередь речь идет о выводе на рынок Ил-114, МС-21 и «Байкала» (ЛМС-901). Также речь шла о производстве Sukhoi Superjet 100, L-410 и новых вертолётов пяти типов. Загрузка гражданского сегмента промышленных предприятий отрасли дойдёт таким образом до 80–90%.
На первом этапе (2022–2024 г.) будет выделено 200 млрд руб. под 1,5%. Заказчики авиатехники — Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), «Вертолеты России», а также Уральский завод гражданской авиации (УЗГА).
«Речь идёт о создании новой, полностью импортозамещённой авиатехники, — подчеркнул Роман Гусаров. — Прежде всего это касается суперджетов и МС-21 — правда, пока ещё ждём отечественного двигателя, который появится только в следующем году. К 2035 году мы сможем почти полностью вытеснить зарубежную авиатехнику — за исключением дальнемагистральных широкофюзеляжных самолётов. Хотя и здесь есть варианты: если новый двигатель можно будет поставить на Ил-96-300, то и в этом самом сложном сегменте авиастроения у нас будет прорыв».