Гигантское месторождение было открыто в 1959 году, эксплуатируется с 1963 года. Всего здесь было добыто более 1,5 трлн куб. м газа, но остаточные запасы составляют еще не менее 2,7 трлн куб. м. На пике своего величия Гронинген позволял оператору проекта, совместному предприятию англо-голландской Shell и американской Exxon Mobil, добывать по 50 млрд куб. м голубого топлива ежегодно, снабжая почти всю Западную Европу. В бюджет Нидерландов текли сотни миллиардов фунтов, марок и франков, а голландский гульден настолько укрепился, что стал подавлять развитие других отраслей. В экономике даже появился термин «голландская болезнь».
Но теперь решением властей месторождение закрывают. Все дело в землетрясениях, вызванных длительной выработкой. Начиная с 1994 года их произошло более 900, магнитуда достигала 3,7 баллов по шкале Рихтера, в результате чего в регионе было повреждено 127 тыс. из 327 тыс. домов, и официальный Амстердам принял тяжелое решение о ликвидации «кормильца».
Несмотря на напряженную ситуацию на европейском энергетическом рынке, остановка добычи не спровоцирует взлета газовых котировок. «Это решение было заранее озвучено и многократно подтверждено, сюрпризом для рынка это не является», — объясняет Алексей Гривач.
Тем более что власти не стали окончательно демонтировать оборудование и газовые скважины, подстраховавшись на непредвиденный случай. Например, если грядущая зима окажется особенно морозной, то добыча может быть восстановлена уже в 2024 году. «Власти Нидерландов оставили опцию краткосрочно возобновить добычу на месторождении в случае возникновения дефицита газа. Поэтому ожидать серьезного влияния на цены именно от остановки добычи не стоит. Это событие уже заложено в цены, которые остаются в 2-2,5 раза выше нормального для рынка уровня, несмотря на сокращение спроса в Европе, низкий сезон и заполненные хранилища», — заключил эксперт.
Ранее в беседе с корреспондентом aif.ru Алексей Гривач рассказал, в каком состоянии находится торговля газом между Россией и европейскими странами на текущий момент.