Конец 170-летней истории. Чем грозит уход Siemens из России

Международный технологический концерн Siemens 12 мая объявил об уходе из России. Роланд Буш, президент и генеральный директор Siemens AG, сказал: «Это было нелегкое решение, учитывая заботу о наших сотрудниках и давние отношения с клиентами на рынке, где мы работаем уже почти 170 лет. Мы оцениваем влияние на наших людей и будем продолжать поддерживать их в меру своих возможностей». 

   
   

История взаимоотношений компании Siemens с нашей страной начинается в 1851 году, тогда был заключен контракт на поставку 75 стрелочных телеграфных аппаратов для строящейся линии Москва — Санкт-Петербург. С тех пор мы только наращивали сотрудничество. Сейчас Siemens в России представлен в сфере энергетики, здравоохранения и транспортного машиностроения, производит бытовую технику и осветительное оборудование, разрабатывает инновационные решения в области промышленной автоматизации и цифровизации, имеет собственный научно-исследовательский центр и так далее. Концерн присутствует в 40 городах России, общая численность сотрудников 2,7 тысяч человек. За 2021 год выручка российского ООО «Сименс» составила 834 миллионов евро. 

«Уход такой крупной и инновационной компании из России будет болезненным для нас, — считает член Совета Торгово-Промышленной Палаты (ТПП РФ) по финансово-промышленной и инвестиционной политике Юрий Коптелов. — Siemens глубоко проник во многие отрасли нашей экономики. По некоторым направлениям мы найдем замены, например, по бытовой технике, а вот в сферах энергетики, медицинского оборудования, транспортного машиностроения будет тяжело. 

Самостоятельно наладить выпуск необходимой продукции быстро мы не сможем. Наверно, со временем заместить получится, технологически мы можем все, но очень остро стоит вопрос квалифицированных кадров — как инженерного состава, так и рабочего персонала. Кроме того, у нас практически умерла такая отрасль, как станкостроение, а без современного оборудования для производственных мощностей наладить выпуск продукции невозможно».

«Сапсаны» и «Ласточки» приземляются? 

РЖД еще в 2019 году заключило контракт с Siemens на поставку 13 «Сапсанов» в течение 4 лет стоимостью 1,1 миллиард евро. Соглашение предусматривало также техническое обслуживание и ремонт подвижного состава. Железнодорожная монополия успела получить 4 поезда, дальнейшие поставки прекращены еще 22 марта, а теперь сворачивается и техобслуживание. В РЖД рассчитывают только на свои силы. Олег Белозеров, глава ОАО «РЖД»: «Сапсаны, мы предполагаем, что будут ходить. Если будут возникать какие-то нюансы, соответственно, будем запчасти дорабатывать, искать варианты, как это будет работать». 

Пока остается неясной перспектива завода «Уральские локомотивы», производящего электропоезда «Ласточка» (совместное предприятие Siemens c «Синара»). Здесь высокий уровень российской локализации (86%), и самым логичным решением был бы выкуп доли немцев российским партнером. 

Siemens Energy является самостоятельным юридическим лицом и пока формально не заявлял об уходе из России. Это подразделение концерна владеет контрольным пакетом в ООО «Сименс Технологии газовых турбин» в Ленинградской области (производство и сервис газовых турбин мощностью свыше 60 МВт) и «Сименс энергетика трансформаторы» в Воронеже (выпускает высоковольтное оборудование). Воронежский завод заявил, что продолжает работать в штатном режиме. 

   
   

Компания Bosch, входящая наряду с Siemens в конгломерат BSH Bosch und Siemens Hausgerate GmbH, объявила об уходе с российского рынка 20 марта. 

Вероятно, процесс ухода такой большой компании, как Siemens, будет болезненным для обеих сторон и растянется на длительное время. По каждому предприятию будут приниматься индивидуальные решения. Немцы уже подсчитали, что им это обойдется в 600 миллионов евро прямых убытков. Наши издержки пока никто не считал. И если мы хотим построить современную и эффективную экономику, нам необходимо либо быстро найти замену технологического партнера, либо прямо сейчас начать растить национальные инженерные кадры и кратно увеличить инвестиции в промышленные научно-исследовательские разработки и станкостроение.