Российские грузоперевозчики с пессимизмом оценивают перспективы будущего года для своей отрасли. Увеличение количества проблем, связанных с повышением стоимости машин и кредитов, усиленное кадровым голодом, может привести лишь к увеличению тарифов на логистику примерно на 20%.
Средняя стоимость грузового автомобиля, учитывая выросшие ставки утильсбора и расценки по кредитам, составляет сегодня около 15 миллионов рублей. И это неподъемная цена для большинства транспортных компаний. Которые и старые-то расценки «не вывозят». Уже на данный момент лизинговые компании из-за неплатежей вернули себе, по разным оценкам, от 16 тыс. до 19 тыс. грузовых автомобилей.
Проблему усугубляют и трудности перевода отечественных перевозчиков на китайскую технику после ухода с нашего рынка в 2022 году европейских и других иностранных производителей. Налаженная к тому моменту сервисная составляющая бизнеса, при которой была известна номенклатура оригинальных запчастей и аналогов, стала стремительно рушиться. А замена при этом задерживается.
Получается, что решить проблемы без увеличения тарифов на перевозку как минимум на 20% невозможно. А это вклад в инфляцию, которая и без того с трудом сдерживается властями.
Кстати, правительство объявило о том, что на программы льготного автокредитования и автолизинга выделено еще 18 миллиардов рублей. За счет этих средств компании и предприниматели смогут уменьшить авансовый платеж за широкий спектр техники от седельных тягачей до беспилотных грузовиков. Возможно, что эта поддержка позволит снизить остроту проблем перевозчиков.
Между тем, как было отмечено в ходе конференции, за два минувших года доля грузооборота, перевозимого отечественным автотранспортом, увеличилась на 7%, до 320,7 млн тонно-километров. В то же время за период с января по ноябрь этого года рентабельность автомобильных грузоперевозок снизилась на 10% год к году.