Следом за турецкими банками приостанавливают работу с российской платежной системой «Мир» финансовые организации Вьетнама и Казахстана. Во Вьетнаме операции с российскими карточками не проводит BIDV, в Казахстане — крупнейший Народный банк, пишут «Известия».
Накануне на невозможность оплатить покупку и снять наличные жаловались держатели карт «Мир», находящиеся в Армении. Как пояснил Центральный банк республики, местные финансовые организации самостоятельно принимают решение, обслуживать ли карты российской платежной системы.
Рассказываем, как теперь расплачиваться за границей.
Наличные
Этим способом мы пользовались задолго до массового распространения банковских карт. В наших банках, кстати, можно купить не только доллары или евро, но и армянские драмы и казахские тенге.
Карта Unionpay
Помимо прекративших деятельность в России международных платежных систем Visa и Mastercard, в нашей стране продолжает работать иностранная платежная система — китайская Unionpay. Для оплаты за границей можно выпустить ее, единственное, придется подождать (спрос на такие карточки остается высоким) и заплатить (в зависимости от банка, выпуск китайского «пластика» может обойтись в 5-10 тысяч рублей).
Есть нюансы. Во-первых, охват китайской платежной системы уступает охвату Visa и Mastercard — есть риск, что оплата в условном магазине не пройдет.
«Часто возникает ситуация, что карты Unionpay, выпущенные российским банком, не принимаются иностранными площадками, и оплатить ими все равно нельзя. Хотя формально сама карта работает в действующей международной системе, на которой никаких ограничений нет. Отдельно выпущенные другими банками эти карточки принимаются», — поясняет эксперт.
Иностранные карты
Практически сразу после того, как Visa и Mastercard свернули деятельность в России, предприимчивые конторы начали организовывать карточные туры в соседние страны, где за пару дней можно не только достопримечательности посмотреть, но и «пластик», работающий за рубежом, получить.
Сегодня все меньше иностранных банков готовы открывать карточки для россиян, поэтому перед поездкой следует уточнить, точно ли финансовая организация работает с гражданами РФ.
«Такая возможность особенно актуальна для тех, кто имеет легальное основание для своей хозяйственной деятельности за рубежом. Например, имеют либо вид на жительство, либо работу или бизнес в иностранной стране, либо получают там какие-то местные отчисления. Все это в совокупности является основанием для открытия местного счета и получения местной Visa или Mastercard, которыми можно расплачиваться во всем остальном мире. За исключением России — здесь нужны только местные карточки Visa и Mastercard», — рассказывает Попов.
Теперь что касается неудобств — это сложности пополнения такого счета, риск его последующей блокировки (вдруг банк испугается санкций), задержки в прохождении платежа.
«Также в зависимости от национальной валюты, в которой выпущена карта, может быть более высокая транзакционная комиссия, связанная с конвертацией курса. В разных странах разные банки могут иначе конвертировать валюты. Может быть и двойная конвертация, когда используется не прямой курс, а кросс-курс между валютами. Для его исполнения проводится несколько операций по обмену валют, и это отражается на конечной стоимости, которую взимают с владельца такого счета. Также зачастую есть дополнительные комиссии за обслуживание счета и выпуск карты, что также увеличивает стоимость обменных операций с помощью таких средств и удорожает сами покупки за рубежом», — поясняет банкир.
Криптовалюта
Для поездки за границу рубли можно конвертировать в криптовалюту.
«Официально Россия не запрещала криптовалюту, и с дохода от владения криптовалютой можно и нужно платить налоги, и такие прецеденты есть. Более того, в мае этого года городской суд Санкт-Петербурга признал криптовалюту платежным средством, а политики на высшем уровне говорят, что в России появятся лицензированные криптобиржи. <...> Криптовалюту можно отправить на кошельки своим друзьям, и они их обналичат или через криптобиржи на свой заграничный банк, или через криптоматы, которые уже есть в Австрии, Швейцарии, Великобритании, Сальвадоре и других странах», — делится Алленых.