В России нашли способ ускорить обновление гражданского флота. Правительство выделит дополнительно более 900 миллионов рублей на субсидии, которые судостроители получают за утилизацию, а потом тратят на постройку новых судов. Эксперты aif.ru напомнили, что сейчас в отрасли решается еще один важный вопрос — импортозамещение.
Правительство страны в этом году выделит еще свыше 900 миллионов рублей на программу субсидирования строительства судов взамен сданных на утилизацию. Как отмечается в правительственных документах, дополнительные средства из резервного фонда позволят до конца года завершить создание корпуса нового пассажирского круизного судна проекта «Карелия», которое было заложено в конце апреля на судостроительном предприятии «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде. Ожидается, что новый пассажирский лайнер будет полностью достроен и начнет навигацию уже в 2025 году.
Программа субсидирования строительства гражданских судов взамен сданных на утилизацию была запущена в 2017 году, напомнили в пресс-службе Правительства РФ. Она подразумевает замену транспортных, служебно-вспомогательных, рыбопромысловых и других кораблей, отслуживших свой срок и не соответствующих современным требованиям безопасности.
На самом деле в России сейчас строится довольно много — 30-40 судов в год, разного водоизмещения и назначения. К тому же программа утилизации — это не единственная преференция для отечественных судостроителей — есть и льготное кредитование, и различные программы лизинга.
По данным Минпромторга, озвученным в январе этого года главой ведомства Денисом Мантуровым в ходе правительственного совещания, программа обновления гражданского флота России на 2023-2027 годы оценивается в 231 миллиард рублей. Большую часть этих средств — 136 миллиардов — предполагается позаимствовать из Фонда национального благосостояния (ФНБ) под 1,5% годовых. Плюс еще 10 миллиардов будут выделены из бюджета на субсидии предприятиям судостроительной отрасли.
«Понятно, что денег нужно много, потому что в России все равно не хватает флота: нужны контейнеровозы, балкеры, пассажирские суда (несмотря на то, что строят их сейчас довольно активно), — говорит Сергей Буянов. — Разумеется, что только программа строительства нового судна взамен старого проблему не решит. Но работать по ней необходимо».
Впрочем, Сергей Буянов считает, что кроме денег сегодня является критическим вопросом и то, может ли Россия самостоятельно строить суда — что называется «от» и «до».
Понемногу и этот вопрос решается. В разговоре с автором этих строк летом этого года гендиректор «Красного Сормова» Михаил Першин не без гордости сообщил, что его предприятию удалось максимально снизить зависимость от импортных комплектующих (прежде всего от поставщиков из недружественных стран) при строительстве нового краболова-процессора проекта КСП01 «Вайгач», который был спущен на воду. Сейчас на стапеле находятся второе и третье судна этой серии судов.
Круизное судно проекта 00840 «Карелия» — это стальной четырехпалубный теплоход типа «река-море» пассажировместимостью 183 человека. Всего должно быть построено три судна, но будут ли при строительстве двух других судов этой серии использованы средства утилизационной программы, пока неизвестно. Новые четырехпалубные теплоходы смешанного типа «река-море» будут эксплуатироваться в Каспийском, Черном, Азовском, Балтийском и Белом морях, с возможностью захода на Соловецкие острова, а также в акватории Финского залива и на внутренних водных путях России.