Как будут устанавливать постаматы в подъездах и не опасно ли это?

Ответ редакции

Кто будет решать, пустить ли такой сервис в подъезд, как им пользоваться и что за риски есть для жителей?

   
   

В чем суть идеи?

Постаматы массово используют для бесконтактной доставки товаров из магазинов и маркетплейсов в столице уже несколько лет. Вы наверняка видели их в торговых центрах и на входе в супермаркеты и различные магазины. Столичные власти готовы дать равные возможности всем компаниям. Им предлагается «зайти» на территорию городских организаций, в подъезды домов и во дворы многоэтажек. Проект стартует сначала в ЦАО, СЗАО и ЮВАО (в жилых домах).

Руководитель столичного Департамента предпринимательства и инновационного развития Алексей Фурсин прокомментировал эту новость так: «Этот масштабный проект будет востребован как москвичами, так и бизнесом. От его реализации выигрывают все: предприниматели сэкономят на транспортировке, а горожане смогут получать товары, приобретенные через интернет, прямо у себя в подъезде в любое удобное время. Первые постаматы были протестированы в нескольких многоквартирных домах. Пользователи положительно оценили такой формат, устройства подтвердили свою безопасность и удобство в использовании. По итогам испытаний принято решение о развитии сети. К 2025 году планируем увеличить количество подключенных к проекту устройств до 10 тысяч».

А если жильцы против?

Специально для aif.ru перспективы нововведения оценил директор Ассоциации организаций содействия развитию просвещения в сфере ЖКХ «Школа грамотного потребителя» Роман Иванов: «Сама по себе идея интересная. Постаматов в городе уже очень много, от разных фирм, стоят на каждом углу. И Москва запросто сможет все это структурировать, ведь у кого-то другого вряд ли хватит ресурса на такое. Но подъезды, это, как правило, более “интимное” пространство, чем улица или ТЦ. Вряд ли жильцы захотят, чтобы оно стало проходным двором, приходили какие-то посторонние люди. Поэтому и ставят запирающие устройства в виде домофонов с электронными ключами».

Кстати, вопрос — а как поставщики товаров будут попадать в подъезды, если они все с домофонами — пока остается открытым.

А вот на вопрос — «Могут ли жильцы отказаться от такого сервиса?» — ответ уже есть. Именно собственники квадратных метров будут принимать решение, нужны ли им терминалы в холле на первом этаже (если там вообще есть свободное место). Все строго по закону, вернее, по нормам Жилищного кодекса РФ. Проводим собрание собственников (очно или на платформе «Электронный дом») и сообща принимаем решение. Тут много зависит от подачи информации и объяснения, в чем выгода жильцов. «Например, управляющая компания может предложить в обмен на установку постамата освободить от оплаты за домофон», — объясняет Иванов.

На сайте мэра Москвы появился раздел, посвященный этому проекту — https://www.mos.ru/city/projects/postamat/. Там особо оговаривается, что компании, которые примкнут проекту (будь то гигант с многолетней репутацией или ИП «Иванов»), обяжут соблюдать единые правила безопасности и обслуживания. Так, курьеры будут проходить дополнительную идентификацию.

   
   

Что касается «начинки», то сначала через постаматы можно будет заказывать товары из интернет-магазинов и маркетплейсов, потом разрешат через ячейку возвращать неподошедший товар и дистанционно отправлять одежду и обувь в химчистку и ремонт. Еще одно перспективное направление — отправка посылок между горожанами. Спустился вниз, оставил в ячейке вещи, курьер их забрал и доставил в постамат в дом на другом конце столицы. Удобно? Безусловно.

Кроме жилых домов к единой системе «Московского постамата» обещают подключить городские учреждения — социальные, культурные и транспортные (парковки, вестибюли станций метро и МЦД, ТПУ).