Как заставить цены не меняться годами? У одной страны это давно получилось

Георгий Зотов / АиФ

В индийской столице Дели сегодня очень жарко. Я подхожу к уличной торговке и покупаю литровку воды. Не спрашиваю цену — просто протягиваю бумажку в 20 рупий (22,50 рубля). Чай в магазине стоит 190 рупий — и такая же цена на него была и два года назад. Аналогично — мыло: цена напечатана на обёртке изделия, чего мы не видели со времён СССР. Даже в аэропорту я покупаю газировку без сахара по такой же стоимости, как и в супермаркете, без диких наценок — 60 рупий (68 рублей). В чём же дело? А в том, что в Индии действует введённая в 1990-м году система MRP: Maximum Retail Price, «максимальная розничная цена». Дешевле неё продавать можно, а дороже — запрещено. Обозреватель aif.ru попытался разобраться, почему цены на товары для бедных в Индии не меняются десятки лет, как в это дело вмешивается государство, какие в подобной системе существуют плюсы и минусы, и наконец — подходит ли она для России?

   
   
Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Чистой воды спекуляция»

Я уже сказал, что индийская система MRP напоминает мне Советский Союз — именно в советское время на рукояти чугунной сковородки была выбита цена, державшаяся годы. Отличие от СССР у индийцев в том, что «максимальную наценку» в Индии устанавливает не государство, а сам производитель. Только он решает, насколько розничные сети, от крупных гипермаркетов до маленьких уличных магазинчиков, должны «навариться» на его продукции.

Ценник в MRP. Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Безусловно, бедным людям такой подход очень нравится, — объясняет экономист Гупта Шанкар, в 1986—1991 гг. учившийся в Ленинграде. — Растительное масло, мука, вода, соль, сахар, рис продаются за нормальную стоимость, и торговцы не могут законодательно её завышать. Дешевле продавать — пожалуйста, дороже — нарушение закона. В результате небогатые граждане Индии всегда имеют возможность приобрести товары первой необходимости за человеческие деньги, не опустошая свои карманы. Знаете, я недавно был в России. Покупал в супермаркете сырники. Так вот, в понедельник они стоили 178 рублей, а через шесть дней, в воскресенье, 202 рубля! При том, что доллар не растёт, с рублём тоже ничего не случилось, и вот так на ровном месте повышается цена! Это чистой воды спекуляция. В Индии с Maximum Retail Price такое невозможно».

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

Разборка с молочниками

Само собой, индийскому бизнесу подобная «фишка» не по вкусу. Получается, рыночная экономика каким-то образом должна уживаться с откровенным регулированием цен. В газетах (например, в популярной The Hindu) регулярно появляются призывы отменить MRP — дескать, сие является «анахронизмом» и якобы мешает стране развиваться.

Случаются и серьёзные конфликты — так, в 2015 году в Мумбаи продавцы молочных продуктов вступили в ожесточённый спор с властями штата: они требовали разрешить продавать молоко дороже MRP, а правительство угрожало суровыми штрафами. По итогу «молочникам» пришлось пойти на попятную и торговать молоком, не превышая максимальную цену.

Ценник в MRP. Фото: АиФ/ Георгий Зотов

MRP касается любых изделий в фабричной упаковке — муки, чая, риса, кофе, чечевицы, консервов, растительного масла, сахара и так далее. Помимо того, что небогатые люди могут покупать продукты дешёво, финансисты считают, что данные меры не дают разогнаться инфляции. И это правда так. Когда в 1999 году я первый раз приехал в Индию, доллар стоил 39 рупий, а дешёвая лепёшка чапати (продукт питания бедных) — 5 рупий. Сегодня за доллар дают 83,50 рупии, чапати же продают за 10 рупий. Но такого, чтобы цена росла «от балды», как в наших магазинах — по причине ковида, подорожания логистики, или других вещей, в Индии нет. Именно «максимальная розничная цена» позволяет удерживать какие-то виды продуктов от неожиданных резких колебаний. «Яичной лихорадки» по типу России в Индии вообще никогда не было.

Фото: АиФ/ Георгий Зотов

«Если что — зовите полицию»

«Конечно, иностранца часто пытаются „развести“, — говорит владелец турагентства в Дели Лохар Бхой. — В мелких лавочках ему могут завысить стоимость покупки. В этом случае показывайте продавцу цену MRP на продукте. Если он продолжает возражать — вызывайте полицию, она будет на вашей стороне».

   
   

В целом, в Maximum Retail Price есть свои сложности — ведь при перевозке продуктов в другой конец страны ты тратишься на холодильники, электричество, бензин: но продавать дороже ты не можешь. Случалось, торговцы пытались «набросить» свой процент, объясняя это «хранением», но суды отказались слушать такое оправдание и оштрафовали их. Тем не менее кому-то удаётся изменить ситуацию. Производители спортивной обуви из США и Германии добились, что они могут ставить на кроссовки разную цену во всех провинциях Индии. Но дабы получить такое разрешение, нужно обойти гигантское количество чиновников и подписать тонну бумаг. Часто крупные сети супермаркетов или магазинов электроники объявляют распродажи, продавая продукцию ниже MRP — вот это как раз совершенно легально. В такие дни, скажем, кондиционер можно приобрести в 2 раза дешевле: 25 000 рупий вместо 50 000, установленных как Maximum Retail Price».

Кстати, лимит на цену влияет и на рестораны. Бутылка воды в кафе Дели стоила мне 75 рупий, а не 350 рублей, как в Москве — где иногда в общепите напиток стоит в 3-4 раза дороже, чем в магазине.

«Дороговизна вызовет протесты»

Следует отметить, что MRP распространяется на продукцию, произведённую конкретно в Индии. На импортные товары цены могут быть разными и отличаться от случая к случаю. Кроме того, «максимальная розничная цена» не касается фруктов и овощей, их стоимость колеблется в зависимости от сезона, то же самое — мясо и птица (если только это не консервы). Но зачастую крупные супермаркеты оказываются перед непростым выбором — если они чрезмерно завысят цену, на фоне MRP люди просто откажутся покупать такой товар. Вот и получается, что эта система, не очень похожая на рыночную экономику, помогает держать цены низкими, но в то же время не создаёт дефицита. Индийские супермаркеты завалены едой, произведенной в Индии, а в алкогольных магазинах полки заняты индийским вином и пивом, и там тоже властвует MRP — если в этом магазине такая цена, в соседнем она будет аналогичной. Правда, каждый штат устанавливает Maximum Retail Price самостоятельно — в Дели пиво дороже, чем в Бангалоре. Несмотря на всю сложность и необычность MRP, она существует в Индии уже 34 года, и люди с рядовыми зарплатами ей очень довольны, ощущая уверенность в завтрашнем дне. Бизнесмены не особенно счастливы, но, несмотря на все попытки отменить Maximum Retail Price у них пока не получается. «Резкое подорожание вызовет волну протестов, — поясняет Гупта Шанкар. — Правительство на такое точно не пойдёт».

Я не говорю, что нам надо моментально скопировать индийское изобретение с Maximum Retail Price, но, несомненно, пристального изучения оно заслуживает. Нам много лет говорили, что «невидимая рука рынка расставит всё по своим местам», однако лично я считаю дикостью, что в какие-то моменты цены на яйца, гречку или сахар взлетают до небес лишь по воле магазинов. Возможно, система по типу MRP могла бы стать успокоением для людей, получающих минимальную пенсию — как шанс покупать определённый набор товаров почти по госцене. Я здесь ничего не предлагаю ввести сейчас. Но, пожалуй, с опытом Индии интересно ознакомиться.