Американский доллар утрачивает лидирующую позицию в глобальной финансовой системе. Такие выводы содержатся в исследовании «Будущее монетарной системы» швейцарского банка Сredit Suisse.
Доверие к валюте США подрывают высокая инфляция, большой бюджетный дефицит (более 1,3 трлн долл.) и гигантский госдолг (31,4 трлн долл.). Кроме того, аналитики банка отмечают негативные последствия использования Вашингтоном доллара в политических целях. «Макроэкономические дисбалансы существенно усилились. Кроме того, в последние годы обострилась геополитическая напряженность. Вероятность масштабного отказа от доллара США повышается», — отмечается в докладе.
Свои выводы аналитики банка подкрепили статистикой — если в конце 70-х годов американская валюта занимала 80% в резервах центральных банков разных стран мира, то на конец 2022 года этот показатель упал до 58,8%. Объясняется это падением доверия и сокращением доли доллара во взаиморасчетах в мировой торговле.
«Тем, кто платит за импорт в валюте, отличной от американской, ЦБ вполне могут урезать доллары и вместо этого приобретать деньги основных торговых партнеров», — говорится в исследовании, и в качестве примера приводят переход России и Китая, а позже и Индии на национальные валюты.
На замену доллару в будущем, по мнению авторов исследования, может прийти другой гегемон, или новая, наднациональная валюта. Но более вероятен сценарий формирования многополярной финансовой системы мира, где будут примерно равнозначны две или более разных валют. Вместе с тем в ближайшее время доллар все же сохранит свои позиции, реальных претендентов на роль единоличной резервной валюты пока нет.
Но сейчас реальной альтернативы доллару из числа валют других стран нет. В этой связи чаще всего говорят о китайском юане, но он не сможет заместить американскую валюту в роли резервной, потому что не является свободно конвертируемой, его курс фактически определяет правительство страны. В крупнейшей мировой платежной системе SWIFT доля расчетов в юанях составляет меньше 3%. Для сравнения — доля доллара — 35-36%, такая же доля и у евро, на британский фунт приходится еще 6-7%, на японскую йену — 3%. При такой низкой используемости в мировых взаиморасчетах юань даже в обозримой перспективе не сможет претендовать на роль мировой резервной валюты.
Выпуск какой-то наднациональной валюты настолько политически сложный, что в ближайшие десятилетия вообще не представляется возможным.
Можно как-то говорить о многополюсной финансовой системе, кроме юаня или рупии есть крепкие и конвертируемые валюты, например, сингапурский доллар, швейцарский франк, датская крона. Но их емкость не в состоянии покрыть потребности в расчетах в мировой экономике.
Проблемы у доллара, конечно, есть, и тенденция по сокращению американской валюты в резервах центральных банков это подтверждает. Но, чтобы глобальной экономике отказаться от доллара, нужно, например, резкое падение его курса по отношению к другим мировым валютам, чего не происходит. Заставить расстаться с титулом мирового гегемона американскую валюту может евро, у этой пары сложился примерный паритет по используемости в мировых взаиморасчетах. Кроме того, доли США и Евросоюза в мировой экономике примерно равны и составляют 20-22% у каждого. Поэтому пара доллар-евро и будет доминировать, эти валюты будут выполнять функции резервных».