Инвесторам нужно спешить. Куда вкладывать капитал на Камчатке?

Это уже определенный знак качества. О том, как обстоят дела в экономике региона и в какие отрасли край привлекает инвесторов, корреспондент «АиФ» побеседовал с губернатором Камчатки Владимиром Илюхиным.

   
   

Николай Терещенко, «АиФ»: Владимир Иванович, судя по показателям, дела в экономике края обстоят по меньшей мере неплохо. В какие отрасли инвестиции сейчас особо необходимы, чтобы регион развивался так же динамично?

Владимир Илюхин: Камчатка интенсивно развивается, основные сферы экономики, которые требуют инвестиций, — это горнорудный сектор, транспортный сектор, туризм, сельское хозяйство. Если мы говорим о том, что рыбопромышленный комплекс инвестициями наполнен достаточно хорошо, то по остальным нам есть, что предложить инвесторам. Учитывая те механизмы и инструменты, которые есть на Дальнем Востоке (а на Камчатке они очень хорошо работают), мы готовы рассматривать любые предложения по инвестициям в эти сферы деятельности.

Фото: Правительство Камчатского края

— Наверное, это длинные деньги? Сроки окупаемости в этих отраслях приличные.

— Что касается сроков окупаемости  очень много зависит от того, в какой сфере деятельности инвестор будет заинтересован. Все, что касается туризма, сельского хозяйства, горнорудного сектора — это длинные деньги. Но если мы говорим в совокупности, то, например, горнорудный сектор может быть совмещен с логистикой, с транспортной составляющей, и тогда можно этот процесс ускорить. Поэтому если в комплексе рассматривать то, что дает сегодня резидентура, например, в зоне «Свободного порта Владивосток», на Территории опережающего развития, тогда эти деньги могут быть не столь длинными. И инвесторам нужно поспешить. Сейчас, к примеру, в рыбопромышленном комплексе инфраструктура практически сформирована, она обновляется, и сегодня сам бизнес этим занимается.

Все, что касается туризма, — так скажем, «белых пятен» сегодня не так много осталось на Камчатке, поэтому инвесторам в этот сектор надо заходить, столбить территорию, чтобы создавать эту инфраструктуру. Даже в Петропавловске-Камчатском сегодня строится несколько гостиниц, а еще несколько лет назад был дефицит. Пройдет 2-3 года, и острого дефицита в части предоставления услуг гостиничного бизнеса, причем различного стоимостного уровня, фактически уже не будет. Бизнес эту проблему решит.

То же самое сегодня касается горнорудного сектора  разработки месторождений угля, золота, других полезных ископаемых. Если еще 5-10 лет назад это был свободный рынок, сейчас компании активно заходят. Есть пока еще растущий рынок сельхозпроизводства, особенно овощей закрытого грунта, но пройдет 2-3 года, и эта проблема начнет решаться, и тоже будет довольно сложно в этот рынок войти. Так что сегодня есть стимул для инвесторов: если они хотят заходить надолго, если они хотят стабильности, хотят видеть свою перспективу, они должны принять решение о вхождении на Камчатку сегодня.

   
   
Фото: Правительство Камчатского края

— А как дела обстоят в энергетике, в транспортной отрасли?

— Все, что касается создания энергетической, транспортной инфраструктуры, — это пока еще тоже открытые возможности, но они с каждым годом будут сужаться, потому что крупные компании сегодня заходят на Камчатку с реализацией своих проектов. И в этой сфере тоже.

— Как я понимаю, развитие одной отрасли тянет за собой и другие? Растет рыбное хозяйство — необходимы дополнительные мощности по переработке, а это энергетика, это транспорт.

— Да. Например, мы недавно заявили о создании рыбопромышленного кластера. Это не только переработка, не только добыча. Это комплекс различных проектов из различных сфер деятельности. Это, безусловно, водные биологические ресурсы, их переработка. Это обеспечение необходимой инфраструктурой  и энергетической, и логистической. То есть мы сегодня можем говорить сразу о нескольких направлениях развития экономики Камчатки, в том числе о воссоздаваемых. Я имею в виду судоремонт и судостроение, межрейсовое обслуживание. А это возможность бункеровки судов (и топливом, и водой), возможность снабжения продуктами питания (и здесь нам будет очень важен сельскохозяйственный сектор). Так что рыбопромышленный кластер будет иметь очень разностороннее применение в будущем. Это как раз то, что Камчатке необходимо. 

По многим направлениям уже есть инвесторы, которые работают или приступают к реализации проектов: это Ренова, НОВАТЭК, Русгидро, Tata Power, Maersk, а также камчатские рыбопромышленники.

Фото: Правительство Камчатского края

— Не так давно в Магадане прошла конференция по демографическому развитию Дальнего Востока. Что скажете об этой составляющей экономики?

— На Камчатке всегда были суровые климатические условия. Долгие годы Камчатка была субъектом с моноэкономикой. В центре — развитие рыбной отрасли, также немного логистики, сельского хозяйства. Для того, чтобы по сути обслуживать одну отрасль, где явно выражена сезонность, может быть, раньше и не было необходимости в создании программы по закреплению жителей на Камчатке. Но сейчас, когда экономика действительно развивается, становится разноплановой, конечно, необходимость сохранять людей здесь сегодня есть. Так что в связи с созданием сферы услуг, гостиничного бизнеса, сельскохозяйственной отрасли задача стоит особая — привлекать кадры, которые должны иметь, что называется, «камчатскую прописку», и эти люди должны строить свое будущее, будущее своих семей на Камчатке. Нам нужно создавать для этого комфортные условия, чтобы люди не чувствовали сегодня отдаленности, но, при этом соблюдая все условия, связанные с достойной заработной платой, условиями труда. Поэтому мы внесли много предложений в национальную программу развития Дальнего Востока. Но, думаю, особое внимание нужно обратить на создание условий для привлечения молодых, профессионально подготовленных людей.

Фото: Правительство Камчатского края

— В арктической программе Камчатка, насколько мне известно, тоже участвует?

— На протяжении нескольких лет Президент России совершенно четко говорит, что приоритет — развитие Дальнего Востока. Сейчас эту составляющую дополнили Арктикой. Это совершенно правильно, потому что освоение Северного морского пути — это очень важное стратегическое направление. Сейчас строится ледокольный флот, начались проводки судов. Один из крупнейших проектов, который будет реализовывать на Камчатке компания НОВАТЭК, связан как раз с этой составляющей. Это вещи прорывные, которые дают возможность рассчитывать, что в ближайшие годы Дальний Восток получит новый импульс в развитии.

Все, что касается подписанных соглашений с Ленинградской и Архангельской областями, — это, конечно, тоже очень перспективно. Реализация начнется, когда освоение Севморпути войдет в активную фазу. И для Камчатки это, безусловно, позитивная перспектива. Но к этому нужно готовиться уже сейчас. Это и создание инфраструктуры, подготовка необходимых кадров — то, о чем я уже говорил.

Фото: Правительство Камчатского края

— В туризме мы тоже видим определенные успехи. В связи с этим личный вопрос — ваше любимое место на Камчатке?

— Вся Камчатка. Я не могу сегодня выделить какое-то одно особенное место. Многое зависит от настроения, времени года... Мне здесь, если так можно сказать, везде «любимо».

Что касается туризма — нам нужно создать инфраструктуру, комфортные условия для проживания и нахождения здесь туристов с различным уровнем дохода. Это очень важная вещь, потому что разрыв между спросом и предложением пока довольно серьезный, несмотря на то, что мы практически удвоили емкость средств размещения. Но этого мало. Нужно развивать инфраструктуру и в центральной Камчатке, и на севере, потому что там тоже очень много интересных мест, которые нравятся туристам. И это касается не только побережья.

При этом надо понимать, что логистика должна быть понятной и доступной, безопасной, комфортной и не очень дорогой. Когда мы все это совместим, туризм на Камчатке приобретет новое лицо, станет действительно массовым. Но ровно настолько, чтобы уберечь нашу уникальную природу. Безусловно, должны быть цивилизованные условия в части посещения туристических мест. При этом мы должны понимать, что главная прелесть Камчатки в том, что здесь очень много первозданной природы, и утратить это ни в коем случае нельзя.