Иностранные компании при выходе из бизнеса в России смогут получать компенсации на рыночных условиях. По мнению экспертов aif.ru, решение сигнализирует, что наша страна не намерена рвать связи и ждет всех обратно.
Ранее в России сложилась практика, по которой уходящие иностранные инвесторы могли рассчитывать на продажу компании со скидкой. С 4 сентября, как сообщили в Минэке «Известиям», все изменилось — начал действовать новый порядок выплат зарубежным холдингам. В пояснительной записке к постановлению Минэкономразвития РФ сказано, что размер компенсации определяется в зависимости от количества изъятых в пользу предприятия акций или долей — за вычетом ценных бумаг, поступивших в прямое владение.
«С другой стороны, инициатива, безусловно, может негативно сыграть на инвестиционном климате. Наша задача сделать ее максимально справедливой и донести до остальных инвесторов, что их капиталовложениям ничего не угрожает, если они не предпринимают в отношении РФ недружественных действий. Уверен, что правительство РФ полностью учтет все риски и механизм пойдет во благо достижения технологического суверенитета», — отметил Кравченко.
Депутат напомнил, что президент РФ Владимир Путин неоднократно подчеркивал: продолжающие свою работу в России иностранные компании, не поддерживающие политику в отношении нашей страны, будут получать всяческую помощь со стороны государства.
«Наша задача — не создать жесткие административные и законодательные барьеры для европейского бизнеса, а наглядно показать тот факт, что мы уважаем „рынок-вне-политики“», — резюмировал Кравченко.
«Жесты вроде предоставления каких-либо преференций и тем более прощения каких-то долгов не ценятся никогда и никем. Поверьте, когда закончится СВО, они сами к нам прибегут и захотят с нами работать», — уверена Андронова.
С начала СВО многие иностранные компании покинули российский рынок. Это производители одежды, обуви, игрушек, косметики, электроники, часов, украшений, продуктов питания, транспорта. Среди наиболее громких брендов — IKEA, H&M, Adidas, Reebok, Nike, L’Oreal, Lancome, Procter & Gamble, Apple, Nokia, Intel, Siemens, Panasonic, Swarovski, Rolex, Coca-Cola, PepsiCo, Volkswagen, BMW, General Motors, Airbus.
Из нашей страны ушли бренды, связанные с финансовыми услугами, прежде всего это Visa, Mastercard, Google Pay и Apple Pay. Из значимых производителей софта Россию покинули Microsoft и Adobe. Среди закрытых предприятий общественного питания — McDonalds, Pizza Hut и Starbucks. Наконец, сотрудничество прекратили компании, владеющие правами на кино и сериалы, — это Disney, Warner Bros., Sony Pictures, Universal Pictures и Netflix.
При этом некоторые из них оставили себе почву для возвращения в РФ после стабилизации политической ситуации. Это в первую очередь McDonalds, Danone, Renault, Electrolux и OBI.
Есть же среди иностранных компаний и смельчаки, не побоявшиеся «отмены» и оставшиеся в России, — это «Ашан», Leroy Merlin, Orion, Burger King, Fazer, Dr. Reddy’s, Yamaha, Mitsubishi и AstraZeneca. Следует отметить, что очень многие компании продали бизнес, и их продукция теперь реализуется под новыми брендами. Прежде всего, это «Добрый Cola», пришедшая на смену Coca-Cola, и «Вкусно — и точка» — предприятия быстрого питания, открывшиеся в помещениях «Макдоналдса».