Нынешнее лето в Центральной России начиналось хорошо: в июне в Москве температура воздуха достигала 30-31 градуса. А потом пошли дожди, столбики термометров опустились, горожане переоделись в осеннюю одежду, и июль, по данным Московского метеобюро, стал самым холодным за последние сто лет. А как дождливое и прохладное лето влияет на экономику?
Холода разогреют цены
Любые погодные аномалии, будь то испепеляющая жара или проливные дожди, в первую очередь негативно влияют на агропромышленный комплекс.
Замедление роста растений означает перенос времени уборки урожая, а это может привести к использованию одной и той же техники для сбора сразу нескольких культур. Можно и не успеть собрать поздние культуры.
По словам вице-президента по стратегии и маркетингу агропромышленного холдинга «ЭКО-культура» Сергея Фоменкова, дождливое лето влияет на урожай дачных хозяйств, вызывает гниение. Из-за низких температур фрукты и овощи болеют и медленно созревают. Есть вероятность, что дачники не соберут тот урожай, который планировали.
Непогода нанесла удар и пчеловодам, как рассказал АиФ.ru руководитель производителя меда «Умарат» Виталий Маслов. «Дело в том, что в дождь для пчел наступает „нелетная погода“. Насекомые не могут собрать пыльцу, так как ее просто смывает с растений дождевой водой. Отсюда не только недостаток урожая меда, но и уменьшение кормовой базы для самих пчел, что ставит под угрозу их фактическое выживание. Для такого региона, как Республика Башкортостан, вопрос непогоды и связанных с этим последствий стоит наиболее остро, так как в республике большой процент сельхозпроизводителей, да и просто частных хозяйств, которые занимаются пчеловодством. В связи с этим падают продажи этого продукта и, как следствие, уменьшаются налоговые поступления в региональный бюджет. Кроме того, непогода влияет напрямую на ценообразование: дефицит меда, вызванный дождливым летом, автоматически отражается на ценах в сторону их увеличения», — делится эксперт.
Неблагоприятная погода может помешать традиционному августовскому снижению цен, не исключает Сергей Фоменков. А впоследствии — и разогнать инфляцию.
В случае непогоды аграрии вынуждены тратить дополнительные деньги на средства для защиты урожая от болезней, а при повышенной влажности — еще и нести затраты на сушку и обработку зерна. Все это может быть учтено в стоимости продуктов для конечных потребителей.
«Недостаточная заготовка кормов ведет к росту цен на молочную продукцию, — предупреждает эксперт инвестиционной компании Hedge Fund KHRSV LTD. Харсов Павел Зеленский. — Снижение урожайности и увеличение спроса в мире из-за климатических изменений и действующих продуктовых эмбарго приводит к росту цен на международном уровне. Этим пользуются внутренние производители и поставщики, — больше продукции уходит за границу — создавая тем самым напряжение на внутреннем рынке, приводящее к росту цен».
Если определенные проблемы с урожаем овощей и фруктов в этом году будут, то вскоре мы увидим рост цен, предупреждает главный аналитик «Промсвязьбанка» Денис Попов. В зоне риска, по его словам, цены на овощи. «Пока же в текущем году наблюдалась неожиданно ранняя дефляция цен на овощи (конец мая — июнь), которая продолжилась в июле. Таким образом, индикатором реализации негативных последствий погодных аномалий лета в первую очередь станет прекращение продовольственной дефляции в августе (развитие инфляции будет сдерживаться значимыми объёмами импорта овощей и фруктов). В первую неделю августа, по оперативной статистике Росстата, дефляция на продовольствие сохранялась», — подчеркивает он.
В свою очередь, Ольга Абрамова напоминает, что в этом году урожай зерновых культур в России прогнозируется на уровне 118 миллионов тонн, из них 75 миллионов тонн — пшеница. Такой объем урожая позволит полностью обеспечить внутренние потребности (предприятия мукомольной, хлебопекарной и комбикормовой промышленности) и сформировать достаточные переходящие запасы для сохранения стабильной ценовой ситуации, уверены в Минсельхозе.
Страдает бизнес
Кроме аграриев холода напрямую влияют на туристический бизнес в центральных и северных регионах России: путешественники для отдыха выбирают места потеплее, а местный бизнес теряет доходы, недосчитываются налоговых поступлений и федеральные бюджеты.
Тем не менее, как рассказала АиФ.ru директор по продажам отеля Cosmos Petrozavodsk Алина Овчинникова, пока о влиянии холодного лета на отельный бизнес говорить рано: сезон еще не закончился. «Пока холодное лето на экономику гостиницы повлияло незначительно. <...> Были моменты, когда из-за плохих погодных условий гости, наоборот, продлевали свое пребывание в отеле, так как хотели посетить основные достопримечательности в Карелии (Кижи, Валаам, Соловки), к которым нужно добираться по воде. <...> В ресторанной службе есть даже прирост выручки в связи с погодой: в пасмурный и холодный день выручка выше, чем в солнечный», — признается Овчинникова.
А вот пиво и вообще прохладительные напитки соотечественники в непогоду пьют меньше. По данным аналитической компании Nielsen, наибольшее влияние на продажи пивоваренной продукции оказывают именно летние месяцы (май, июнь, июль, август). «По нашим оценкам, влияние теплой погоды на продажи пива и безалкогольных напитков составляет порядка 2-5%. А влияние холодной погоды, как правило, порядка 1-3%. Ярким примером тут является лето 2018 года, которое отличалось высокой температурой и низким уровнем осадков. Продажи пива и безалкогольной продукции тогда увеличились на 6,9%. 30% этого роста было обусловлено погодным фактором», — рассказывает вице-президент по маркетингу компании «Балтика» Виталий Заика.
По словам управляющего директора инвестиционной компании «Алго Капитал» Михаила Ханова, холодное лето плохо и для сезонного бизнеса: в холодные и дождливые дни падает доходность уличных аттракционов, летних кафе, проката инвентаря для спорта и отдыха.
«Плохая погода не идет на пользу и почти любой уличной торговле. Иными словами, от плохой летней погоды в большей степени страдают представители малого бизнеса. Для более „серьезных“ предприятий сезонные летние проекты обычно носят лишь попутный характер и не оказывают большого влияния на годовой финансовый результат», — рассуждает Ханов.