Грядут перемены. В России обсуждают новые правила работы маркетплейсов

Покупки на маркетплейсах прочно вошли в нашу жизнь. Это удобно, быстро, легко и зачастую недорого. Однако недовольство со стороны покупателей и продавцов именно по отношению к электронным торговым площадкам неуклонно растет. Как государство намерено регулировать рынок — в материале aif.ru.

   
   

Все растет

Несмотря на большую популярность маркетплейсов среди россиян, недовольство платформами растет. Главная претензия — высокий процент подделок. По данным исследований маркетингового агентства Calltouch, 70% респондентов считают работу отечественных электронных площадок неудовлетворительной. Чаще всего россияне жалуются на повышение цен (25,7%), продажу подделок (21,6%) и некачественных товаров (17,6%), плохое отношение к сотрудникам (14,6%).

Дело в том, что маркетплейсы плохо контролируют пункты выдачи заказов, так как там часто происходит подмена товаров, объясняет эксперт по электронной коммерции и маркетплейсам Константин Нецель. «Подменный товар возвращается на склад, и при повторном заказе покупателю идет, уже подменный. И тут возникает уже недовольство от покупателя, что его обманули. Недовольств много. В отношении поставки на склады, в отношении монополии на площадке. Как решить вопрос? Больше контроля должно быть со стороны маркетплейсов», — уверен эксперт.

При этом россияне не в состоянии отказаться от покупок в интернете. По данным MPSTATS, количество продаж на электронных торговых площадках в третьем квартале 2023 года увеличилось на 86% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среди наиболее популярных категорий товаров наибольший прирост показали: нижнее белье — продажи выросли в 2 раза, кремы — на 93%, брюки — на 71%, футболки — на 70% и платья — на 62%. Сами покупатели объясняют свой повышенный спрос к платформам ограничением предложения в физических магазинах и уходом популярных зарубежных брендов.

Не интернет-магазин

В Общественной палате РФ уже прошли «нулевые» чтения законопроекта о регулировании маркетплейсов. Документом устанавливается понятийный аппарат, касающийся торговых площадок, а также «особенности функционирования (взаимоотношения) владельцев маркетплейсов, продавцов товаров на маркетплейсе и владельцев ПВЗ». Необходимо учесть интересы всех участников рынка: прежде всего, потребителей, но также и предпринимателей, самих электронных торговых площадок-агрегаторов. Это непростой процесс, начинающийся с определения понятий. Маркетплейс — это не интернет-магазин, объясняет заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов. «Разработка понятийного аппарата электронной торговли — это очень важная задача, которой занимаются не только в России, но и во всём мире. Интернет-магазин продает свою продукцию, а электронная площадка — это агрегатор. Но возникает вопрос: а что такое агрегатор, с точки зрения права? То есть вопросов, связанных с развитием электронной торговли, очень много. В последние годы мы проводим в законодательстве простую идею: все, что происходит онлайн, так же важно, как то, что происходит офлайн. При этом нельзя автоматически перенести законы и нормативную базу, которые писались десятки лет назад, на наши новые реалии», — поясняет депутат.

Введение каких-либо мер по работе с маркетплейсами переведет их деятельность в менее уязвимую работу в отношении продавцов и покупателей, считает Константин Нецель.

Регулировать или нет

История с саморегулированием рынка не работает практически нигде, уверен Артем Кирьянов. «Надеяться, что новая отрасль, вроде зеленого школьника, будет вести себя как умудренный опытом старец — конечно, бессмысленно. То есть сейчас происходит своеобразный „процесс воспитания“, который и должен происходить в регуляторике рынка, но в разумном согласовании со всеми участниками процесса», — объясняет Кирьянов.

   
   

В ходе обсуждения законопроекта парламентарии отмечали, что владельцев маркетплейсов необходимо обязать публиковать на сайте открытые данные об условиях договоров, которые они заключают с продавцами и владельцами пунктов выдачи заказов. Параметры сделок можно менять, но не чаще раза в год. О желании изменить положения договора стороны должны сообщать не менее чем за 30 календарных дней до истечения срока действия контракта.

Депутаты также предложили запретить владельцам маркетплейсов ограничивать доступ к личным кабинетам продавцов и ПВЗ. Также интернет-магазинам могут ограничить продажу собственных продуктов с оборотом свыше 150 млрд рублей в случае, если похожие товары уже есть в продаже.

23 октября законопроект был включен в примерную программу весенней сессии Госдумы в 2024 году.