Откуда доходы?
Доходы госбюджета по-прежнему останутся главным образом нефтегазовыми и при этом будут расти год от года (см. инфографику). Правда, оптимизм Минфина на этот счёт не разделяет Счётная палата, которая в своём заключении указывает на множество экономических рисков, прежде всего - на
Читайте также: Нефтяное ралли. Оптимистичные и не очень прогнозы по стоимости сырья
Читайте также: Путин утвердил поправки в федеральный бюджет 2016 года
Однако основным сокращениям подверглись военные расходы - кроме госпрограммы перевооружения армии.
«Конечно, это не бюджет развития - это бюджет обеспечения расходов на максимально возможном уровне, - говорит А. Аксаков. - Я с пониманием отношусь к ситуации - нам важно обеспечить стабильность и низкую инфляцию, не выпустить ситуацию из-под контроля, чтобы снижались процентные ставки на кредиты. Бюджет работает на это вместе с денежно-кредитной политикой».
Регионы просят денег
Ещё одним недостатком нового бюджета его критики называют существенное сокращение доходов регионов при одновременном росте их соцобязательств. «К сожалению, потенциал регионов мы уменьшаем за счёт налога на прибыль и за счёт акцизов, которые аккумулируются в федеральной части, - говорит депутат Аксаков. - Потом, правда, эти средства перераспределяются, и, например, Чувашия, которую я представляю, должна от этого выиграть. Но я понимаю, что регионы-доноры это устраивать не может».
Так что же происходит с региональными бюджетами? О предстоящем превышении доходов над расходами отчитались в местных СМИ власти Вологодской, Нижегородской, Пензенской и Самарской областей, а также Дагестана. О бездефицитном бюджете на 2017 г. сообщает и Саратовская область. Во всех случаях источником дополнительных доходов стали государственные или банковские кредиты, а также дотации федерального бюджета. При этом Саратовская, Самарская, Нижегородская и Вологодская области в первую очередь займутся погашением долгов. Более десятка регионов (во многих подготовка бюджетов ещё не закончена) сообщают об ожидаемом дефиците, как правило, не очень большом. «Бюджеты стали лучше, чем в 2016 г., - отмечает А. Дерюгин. - Это, во-первых, следствие более жёстких ограничений - дефицит может быть не более 10%. Вторая причина - условие, согласно которому только регионы с бездефицитным бюджетом или с небольшим дефицитом могут получить банковские кредиты».
Чтобы сократить дефицит, многие регионы «режут по живому»: в Карелии финансирование здравоохранения планируют сократить на треть, в Калининградской обл. - вдвое, в Волгоградской обл. - и вовсе в три раза. О проекте бюджета Свердловской обл. рассказывает местный депутат Александр Ивачёв: «Екатеринбург на всю страну прославился как город с самым высоким показателем ВИЧ-инфицированных. Что мы после этого делаем? Сокращаем статью на профилактику и лечение ВИЧ, гепатита В и С. Было 1,9 млрд руб. - стало 162 млн».
При этом во многих регионах сетуют, что на содержании местных чиновников почему-то экономить не позволительно. Показательный пример. В Бурятии из-за дефицита бюджета уже 7 лет, с 2009 г., не могут найти «какие-то несчастные» 1,5 млн руб., чтобы пустить транспорт между райцентром с. Орлик и сёлами Хужир, Саяны, Сорок в отдалённом Окинском районе. В то же время на транспорт чиновников из бюджета тратится 3,3 млн в год.
Чтобы не допустить региональных «кассовых разрывов», спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала ввести трёхлетний мораторий на сокращение федеральной помощи регионам. «Думаю, что предложения главы Совета Федерации должны быть реализованы, - говорит А. Аксаков. - Сделать это можно за счёт нефтяных сверхдоходов - я не ожидаю снижения цен на нефть».