Москва и Минск не договорились по газовому вопросу. Белорусское Министерство энергетики по-прежнему настаивает на пересмотре цены российского топлива.
В Минске недоумевают, что для европейских потребителей «Газпром» пересматривает цены (причем как на спотовом рынке, так и по долгосрочным контрактам), и считают, что было бы справедливо пересмотреть цены и для Белоруссии. Как сообщила пресс-служба Минэнерго республики, Минск настаивает на пересмотре цены до «корректного и справедливого уровня». В настоящее время Белоруссия импортирует газ по 127 долларов за тысячу кубометров.
Как сообщает агентство БЕЛТА, Минск также требует привести методику определения среднемесячной теплоты сгорания природного газа в соответствии с законами республики. Этот показатель напрямую влияет на оценку объема поставок топлива.
А газ и ныне там
В конце прошлого года Белоруссия возмутилась ценами на российскую нефть: раньше Минск импортировал сырье беспошлинно. Но в РФ меняется налоговая политика, через четыре года вся добываемая в нашей стране нефть будет облагаться налогами, российские нефтяники получат от государства субсидии, а вот для Белоруссии стоимость углеводородов возрастет. Причем Москва согласилась выделить Минску компенсацию в 1,5 миллиарда долларов, но в Минске все равно предпочли поискать альтернативных поставщиков сырья: власти республики экспортируют нефть из Америки, Азербайджана, Норвегии и Саудовской Аравии.
А в октябре прошлого года Минск в полтора раза поднял тариф на прокачку сырья через белорусские трубопроводы для российских нефтяников. Тогда эксперты называли это решение политическим: Минск несколько месяцев пытался добиться снижения цен на газ — со 132 до 73 долларов за тысячу кубометров. Но безуспешно.
В феврале президент Белоруссии Александр Лукашенко оценивал справедливую стоимость российского газа в 90 долларов за тысячу кубов. В апреле недоумевал, что в такое «непростое время» Москва продает топливо в Европу по 70 долларов. «Я уже не говорю про год 75-летия Победы», — говорил Лукашенко, отмечая, что ситуация, когда Германия получает российский газ почти вдвое дешевле, чем Белоруссия, выглядит ненормально.
«Но никаких реальных экономических доводов в пользу снижения стоимости газа белорусской стороной приведено не было. Россия и раньше шла на уступки Минску, тем не менее, всему есть предел, учитывая наличие у республики задолженности за уже поставленный природный газ», — отмечает Хазанов.
Президент России Владимир Путин ответил на претензии Белоруссии, что стоимость топлива для республики формируется исходя из положения на рынке, а также расходов и инвестиций поставщиков.
«Газпром» готов обсуждать с Белоруссией пересмотр контрактов, но только после следующего года и после того, как Минск оплатит долг в 165,5 миллионов долларов. Минск, правда, долг этот не признает.
«Сразу, как только будет полностью урегулирована задолженность, российская сторона будет готова назначить переговоры по условиям поставки газа с 1 января 2021 года. Письмо с изложением этой позиции сегодня было направлено министру энергетики Республики Беларусь», — цитирует главу «Газпрома» Алексея Миллера ТАСС.
По мнению Леонида Хазанова, рычагов давления на Россию в энергетическом споре у Белоруссии немного. «Теоретически она может заблокировать прокачку природного газа по трубопроводу „Ямал — Европа“ и нефти по „Дружбе“, но тогда у Белоруссии будут серьезные внешнеполитические проблемы со странами Западной Европы, которые зависят от поставок углеводородов из России. Национализировать газотранспортную систему страны, включая и белорусский участок „Ямал — Европа“, принадлежащую „Газпрому“, Минск не сможет, так как Россия может обратиться с иском в международный арбитражный суд, и Белоруссия его явно проиграет, а на компенсацию „Газпрому“ ущерба средств у нее нет», — рассуждает эксперт.
Если Минск приостановит транзит российских грузов, это приведет лишь к переориентации их потоков через другие государства, ударив больно по экономике самой Белоруссии. «Поэтому, может быть, Минск и сумеет добиться каких-либо уступок по ценам на природный газ, однако они будут даваться из политических соображений и иметь незначительный характер», — подчеркивает Хазанов.