Газопроводу быть? Какие препятствия угрожают «Северному потоку – 2»

Инициатива противников российского газопровода «Северный поток – 2» не прошла в Европарламенте. По словам источника «Интерфакса» в ЕП, за неё проголосовали лишь 182 парламентария, в то время как для дальнейшего прохождения необходимо более 50% голосов 751 депутата. 

   
   

Если бы инициатива всё же нашла поддержку в Европарламенте, то на её основе могла быть создана специальная резолюция против проекта. Однако и эта резолюция не ставила бы крест на реализации газопровода — дело в том, что документ не носит обязывающего характера, а лишь выражает мнение определённой группы парламентариев.

Означает ли это, что реализации «Северного потока – 2» больше ничего не угрожает?

Три условия Германии

Отсутствие каких бы то ни было серьёзных препятствий по сравнению с «Южным потоком» в судьбе второй ветки «Северного потока» обусловлено тем, что проект входит в сферу интересов «локомотива» Евросоюза — Германии. После того как газопровод будет введён в эксплуатацию, ФРГ станет ключевым поставщиком российского топлива в страны ЕС. А это статус и крупные деньги.

Канцлер Германии Ангела Меркель неоднократно отвергала нападки коллег по Евросоюзу на СП-2. Мнение противников газопровода, называющих его политическим, она разделять отказывается, говоря, что проект является экономическим. «Я подчеркнула вместе с остальными, что это прежде всего экономический проект, там есть частные инвесторы. Вопрос в том, как сейчас могут быть обеспечены необходимые правовые основания. Еврокомиссия обсуждает это с нашими национальными регуляторами», — говорила ранее Меркель.

По словам вице-канцлера Германии Зигмара Габриэля, его страна заинтересована в СП-2. «„Северный поток – 2“ входит в сферу германских интересов, в этом я согласен с федеральным канцлером», — отмечал он. По его мнению, проект может стать выгодным не только для ФРГ, но и для Франции и для других стран ЕС.

Позже Габриэль заявил, что Берлин поддержит проект строительства второй ветки «Северного потока» при соблюдении трёх условий — согласно им, газопровод не должен угрожать транзиту газа через территорию Украины, ограничивать поставки топлива в страны Восточной Европы и должен соответствовать европейскому законодательству. «Для нас есть чёткая законодательная позиция, и я уверен, что эта позиция разделяется юридической службой ЕК, что газопровод не подпадает под внутренние правила ЕС», — заявил вице-канцлер в интервью Bloomberg.

   
   

Надо сказать, что в Еврокомиссии уже звучали предложения ввести спецнормы для строительства СП-2. Нужны они для того, чтобы применяться в случае несовпадения законодательств стран, говорил вице-президент ЕК по энергосоюзу Марош Шефчович.

«Сейчас на экспертном уровне мы сообщаем нашему германскому партнёру о заключениях по юридической оценке проекта. Этот проект не должен быть полностью основан на российском законодательстве. Мы должны создать специальную форму, структуру, которая обычно используется при столкновении различных правовых порядков, в данном случае ЕС и Германии с российским», — приводит слова Шефчовича РИА «Новости».

«Стрижка только началась»

Решение о строительстве «Северного потока – 2» было принято в сентябре прошлого года на Восточном экономическом саммите. Ключевым акционером проекта является российский «Газпром» (51%); нидерландско-британской Shell, австрийской OMV, немецким E.ON и Witnershall досталось по 10%, а французской Engie — 9%. Трубопровод мощностью 55 млрд кубометров газа в год должен пройти по дну Балтийского моря до Германии. Цель проекта — сведение к минимуму транзита российского топлива по территории Украины. В 2019 году истекает транзитный контракт «Газпрома» с «Нафтогазом». Именно к этому сроку Москва и рассчитывает построить «СП-2».

Несмотря на провал инициативы по сбору подписей в Европарламенте, препятствий для реализации «Северного потока – 2» остаётся немало, уверен генеральный директор аналитического сообщества ThetaTrading Дмитрий Эдерман.

«К юридическим препятствиям относится вопрос о том, подпадает ли СП-2 под действие Третьего энергетического пакета норм ЕС, который ограничивает возможность компаний совмещать роль поставщика с ролью транспортировщика газа. Позиция России и Германии: нет, не подпадает. Однако у некоторых представителей руководства ЕС может быть иное мнение», — поясняет эксперт.

К политическим препятствиям относится противодействие ряда стран, считающих, что СП-2 усиливает влияние РФ в Европе и подрывает экономику Украины. Такую позицию лоббируют Штаты, её активно поддерживают в Великобритании и в странах Восточной Европы.

Экономические препятствия состоят в том, что Украина и Словакия в случае реализации второй очереди «Северного потока» могут потерять роль транзитёров газа, а цены на «голубое топливо» для стран Центральной и Восточной Европы могут вырасти.

«Власти ФРГ в своём отношении к данному проекту соотносят возможные экономические выгоды с потенциальными политическими рисками. Поэтому они уже заявили, что поддержат СП-2 лишь в случае, если он не повлияет на транзит газа через Украину и не будет мешать поставкам в Восточную Европу. Фактически они требуют, чтобы прокачка через ГТС Украины оставалась на существующем уровне, а через СП-2 шли лишь дополнительные объёмы газа. Однако такая позиция ставит под вопрос экономическую целесообразность и рентабельность СП-2, так как Россия планировала его с прицелом на отказ от украинского транзита.

Таким образом, вокруг СП-2 ещё предстоят очень сложные и болезненные дискуссии, исход которых сложно предсказать», — резюмирует Эдерман.