Газ возвращается в Россию. Как происходит газификация

Антон Денисов / РИА Новости

В результате санкций и взрывов газопроводов газовые монополисты-экспортеры вынуждены повернуться лицом к внутреннему рынку. О том, как идет газификация страны, aif.ru рассказали аналитики газовых компаний или некоммерческих организаций, близких к таким компаниям. 

   
   

Кому дают газу?

«Сейчас в стране идут два параллельных процесса, — рассказал aif.ru заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Первый — это ускоренная газификация новых населенных пунктов. На 5 лет (до 2025 года) на эту программу выделено 526 млрд руб., что примерно в три раза больше, чем за предыдущие 5 лет. Реализация этой программы позволит существенно увеличить долю газифицированных территорий в стране и выйти к 2030 году к полной технически возможной сетевой газификации. Такое поручение президента имеется у правительства и Газпрома.

Второй процесс — это социальная газификация домов жителей уже подключенных к газопроводам населенных пунктов. Одной из главных проблем программы было то, что Газпром отвечал за строительство сетей и газораспределительных станций только до входа в населенный пункт.

Внутригородские или внутрипоселковые коммуникации должны были строить местные власти, а непосредственно к участку подводить — сами граждане. В результате в поселке газ есть, а у потребителей его не было, если местные власти не смогли выполнить свои обязательства. Или сами граждане не могли себе позволить заказать и построить газопровод до границы своего участка.

«Процесс идет бодро»

В прошлом году было принято решение, что вплоть до границы участка газ будет доводить оператор газификации. В большинстве случаев это “Газпром Межрегионгаз”. Гражданам останется за свой счет только провести газопровод на участке и установить потребляющее газ оборудование. Более того, во многих регионах приняты решения о субсидировании покупки котлов, плит и строительстве газопровода на участке для некоторых категорий населения. Ну и сама процедура подачи заявки, заключения сквозного договора и его выполнения сильно упростилась. Заявки оформляются через сайт оператора газификации или личный кабинет в Госуслугах.

Сам процесс, который на первом этапе буксовал из-за необходимости выполнить большую организационную, законодательную работу, сейчас идет очень бодро, темпы доведения газа до участка потребителей растут буквально не по дням, а по часам. По последним данным, из 700 тыс. принятых заявок более 85% уже оформлены в договоры и более половины из этих договоров уже выполнены до границы участка. То есть более чем к 300 тыс. участков газ подведен бесплатно.

Конечно, использование газа гораздо дешевле для российских потребителей, чем другого топлива. И никто не заставляет наших сограждан покупать газ по мировым ценам».

   
   
Нажмите для увеличения. 

Что на Дальнем Востоке?

«Дальний Восток — отдельная история, — считает аналитик, международный эксперт рынка ресурсов и энергетики Владимир Демидов. — Там система газоснабжения только формируется. Естественно, на востоке страны низкий уровень газификации населенных пунктов, большие расстояния от имеющейся инфраструктуры. Это достаточно специфический и сложный регион — взять хоть ландшафт, хоть освоенность территорий, хоть климат. Все трубопроводы, которые мы тянем от Иркутска или из Якутии, ведут в Китай. И газ оттуда скорее будут поставлять в Китай, чем используют для внутреннего потребления. Счастливым исключением здесь станет, скорее всего, Сахалинская область — это очень богатый регион, где есть собственные месторождения, производство СПГ и, что немаловажно, очень мало людей.

Как заставить Газпром дать газ стране?

Газпром, безусловно, выполнит поручение президента и программу, хотя вряд ли сможет компенсировать свои потери от экспорта на внутреннем рынке. Только при серьезных инвестициях. До сих пор была такая пропорция — Газпром поставлял две трети газа на внутренний рынок, а треть продавал на внешнем рынке. При этом две трети денег копания получала от внешнего рынка и одну треть от внутреннего. Мы теряем 60% прибыли, и внутренний рынок в ближайшей перспективе никак не сможет это возместить. Но следующий год не только в России, во всем мире будет сложным».