Ключевым покупателем российского «черного золота» в уходящем году стал Китай, на который пришлось 45-50% поставок, сообщил в телеинтервью вице-премьер Александр Новак. Существенные объемы купила Индия, куда «раньше практически не было поставок», — подчеркнул чиновник. В то же время, со слов Новака, доля европейских стран в российском экспорте нефти и нефтепродуктов упала с 40-45% до 4-5%.
По мнению Юшкова, обвальное уменьшение поставок в Евросоюз вполне объяснимо. «Европейцы сами еще в декабре 2022 года запретили морские поставки российской нефти, — напоминает эксперт. — Поэтому мы вынуждены были перенаправлять наши экспортные потоки на новые рынки. На трубопроводные поставки запрет не распространяется, мы по-прежнему продаем нефть в Венгрию, Чехию, Словакию, Сербию, это и есть те самые 4-5%, о которых говорил вице-премьер Новак».
Наша страна начала переориентировать в основном в азиатском направлении экспорт нефти и нефтепродуктов после введения Евросоюзом эмбарго на российское топливо (за исключением поставок по южной ветке нефтепровода «Дружба»), а также установления потолка цен нефть и нефтепродукты российского происхождения. «В результате суммарно российский экспорт нефти не сократился, — отметил Юшков. — Но европейцы до сих пор не смогли в полной мере найти новых поставщиков на замену нашим. Зачастую им оказывается дешевле не загружать собственные нефтеперерабатывающие заводы, а купить готовые бензин или дизель, например, в Индии, причем как правило, такие нефтепродукты производятся из российского сырья».
Ранее Юшков объяснил, как снижение биржевых цен на нефтепродукты в России скажется на розничных ценах на бензин и дизель.