Владимир Соловьёв, журналист, телеведущий
Гайдаровская либерализация цен - это был эксперимент дилетантов, возомнивших себя гениями. Ничего хорошего такой эксперимент принести стране не мог, в этот период экономике России был нанесён только вред. Реформы эти были словно скальпель в руках неумелого хирурга, которому совершенно не жалко было пациента и который искренне считал: «А плевать. Какая разница? Кто нас осудит?» Так что Сергей Станкевич может говорить что угодно.
Я считаю, что у команды Гайдара был низкий уровень понимания и ещё более низкий уровень ответственности. Зато присутствовала искренняя убеждённость в своей непогрешимости. Так часто бывает, когда люди всю жизнь считали себя самыми-самыми. При этом реально ничем не занимались. А тут вдруг досталась такая гигантская страна и масштабная система управления. И реальное чудо, что просто проскочили без больших социальных потрясений. Чудо это связано с гигантским терпением народа. Можно было пойти по китайскому пути, да и польский вариант был совсем другой, гораздо гуманнее. Возможных вариантов было много, но никого не волновало, какие возможны варианты. Рубили же хлоп-хлоп, сгоряча, сплеча. По-большевистски. Только то поколение настоящих большевиков было образованнее и умнее «младореформаторов» 90-х.
Я хорошо помню это время. Я тогда открывал в России различные коммерческие предприятия. Людей надо было кормить. А кормить было нечем. Поэтому приходилось изворачиваться, со всеми договариваться, чтобы завозить на предприятия куры гриль, хлеб, картошку, овощи и т. д.
Спасало только то, что я был молодой. И ребята, с которыми я работал, тоже были молодыми. Поэтому у нас было ощущение, что мы всё сможем сделать и осилить. Это ощущение присутствовало до той поры, пока в конечном итоге к нам не начали приходить какие-то странные люди в тренировочных штанах и кожаных плащах - разнокалиберные бандиты, которые считали, что всё вокруг принадлежит им. Поэтому, отправляясь на работу, ты не знал, вернёшься домой живым или нет. Такое было времечко.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Смотрите также:
- «В кризис у людей нет денег даже на бензин, а в Москве пробки меньше не стали» →
- Михаил Жванецкий: «Вы верите ещё, что существует такая наука — экономика?» →
- Академик Николай Петраков: Хвост из будки стал символом нашего времени →