Ранее Минфин сообщил, что за первые два месяца этого года доходы бюджета составили 3,163 трлн рублей (на 25% ниже, чем за тот же период год назад), в том числе 947 млрд рублей поступили от экспорта нефти и газа (снижение на 46%). В министерстве такую динамику связывают с низкими мировыми ценами на нефть, с сокращением объемов экспорта природного газа. Объем расходов за те же два месяца составил 5,744 трлн рублей, превысив цифру прошлого года на 52%.
«Тот дефицит, о котором говорят, имеет абсолютно бухгалтерскую природу, — считает депутат Госдумы Оксана Дмитриева. — Изменилось налоговое законодательство, деньги теперь перечисляют на единый счет, а потом с него платежи уходят в бюджет. Из-за особенностей учета даты зачисления и списания, получается, что сейчас бюджет недобрал доходов, Минфин за эту идею ухватился и активно всех пугает тем, что денег может не хватить. На самом деле я не вижу причины, чтобы поступления в бюджет шли хуже, чем это было раньше. Когда с налоговых счетов спишут все, что причитается государству, скорее всего, все цифры выровняются».
«Источником покрытия дефицита бюджета с высокой вероятностью выступят внутренние заимствования, у России есть в этом плане пространство для маневра, — говорит Бадалов. — С одной стороны, совокупный госдолг составляет 23 трлн рублей или 15% от ВВП, стоимость его обслуживания — чуть более 1 трлн рублей. В стране есть свободные деньги, которые могут быть инвестированы в гособлигации. Поэтому необходимости сокращать расходы не будет, скорее наоборот, могут увеличиться расходы».
«Даже если годовой дефицит вырастет до 5 трлн рублей, стране хватит ресурсов, чтобы справиться с этой ситуацией, не сокращая расходы, особенно социальные, — добавил Ордов. — На пару лет нам точно хватит, а в 2024 году, если никаких катаклизмов не случится, экономика окончательно перестроится, страна начнет зарабатывать».
Расходы бюджета сокращать не придется, и выплаты гражданами, и государственные программы будут обеспечены деньгами в полном объеме, уверена Дмитриева.
«Расходы вполне могут и вырасти — идет СВО, есть другие неотложные нужды, — заключает депутат. — При этом может образоваться дополнительный дефицит. Ничего страшного нет, здесь абсолютно не те масштабы, чтобы этого бояться. Его можно будет покрыть из средств ФНБ или за счет эмиссии, что по сути одно и то же. В такой ситуации в этом ничего страшного нет».