Президенты России и Казахстана Владимир Путин и Касым-Жомарт Токаев в ходе встречи 29 ноября обсудили идею тройственного газового союза России, Казахстана и Узбекистана. Укрепит ли это отношения Москвы с Астаной и Ташкентом?
Кроме того, экс-советские республики, став независимыми, активно эксплуатировали доставшееся им наследство, но не пускали Россию в свою экономику. В том же Казахстане большинство привлекательных месторождений было продано Назарбаевым американцам, европейцам и частично китайцам, мы же с огромным трудом, лишь в нулевые годы нынешнего века получили доступ к нефтяным месторождениям этой страны. Во всех постсоветских странах сложилась своя элита, которая болезненно относилась к инвесторам из России. Это не мешало им постоянно чего-то требовать от нас, но сами навстречу России они не шли.
Создаваемый газовый союз носит характер синдиката по продаже голубого топлива. Он не озолотит участников, но выгоден всем, включая нас. Сейчас Казахстан использует российскую инфраструктуру для экспорта своих энергоносителей на Запад, и логично подключить казахскую и узбекскую инфраструктуру, их месторождения, для поставок российского газа на Восток.
Но нужно понимать, что в среднеазиатских странах достаточно авторитарные режимы, и рассчитывать на газовый союз как инструмент усиления их лояльности к Москве не приходится. Там все зависит от мнения одного человека, и вполне может случится так, что заработанные за десятилетия доверие и лояльность будут разрушены за считанные дни. Там лозунг «все хорошее — от нас, все плохое — от России» до сих пор актуален. В политическую психологию властей среднеазиатских стран плотно вплетено обожествление коллективного Запада, они боятся ущемить интересы американских или европейских инвесторов. А вот права российских инвесторов там практически не защищены. Россия «своя», при случае ее можно обмануть, у нее можно чего-нибудь отобрать. В крайнем случае, Москва простит, как это не раз бывало».