Экономист объяснил, как 76% иностранных компаний остались в России

Вероника Такмовцева / АиФ

Российский рынок интересен для иностранных компаний, здесь есть их потребитель, поэтому полностью уходить с него никто не торопится, сообщил aif.ru академический руководитель магистратуры «Менеджмент в ритейле» Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Александр Лебедев.

   
   

Он отметил, что в основном западный бизнес заявил именно о приостановке работы в стране, в связи с этим с точки зрения списочной численности у нас продолжает работать большинство юридических лиц, принадлежащих иностранцам.

Ранее спикер Госдумы Владислав Володин заявил, что несмотря на санкции и громкие заявления об уходе в России продолжает работать почти 75,9% иностранных компаний из числа тех, что были год назад. Рыночные ниши тех, кто ушел, активно заменяют отечественные производители. Так, за минувший год производство одежды в России выросло на 42%, а выпуск лекарств — на 15%, добавил Володин.

«Если судить по сокращению перечня юридических лиц, то, скорее всего, так и есть. А если судить по объему товаров и услуг, то потери составят более четверти. Чтобы заменить одного ушедшего гиганта в продаже, например, одежды, нужны десятки, а то и сотни наших компаний», - объяснил Лебедев.

С временным или постоянным уходом западных брендов Россия потеряла еще и уровень конкуренции, доступ к технологиям ведения бизнеса, которые те приносили. Прежде чем стать международной компанией и выйти на рынки других стран, в том числе России, каждая из них «прошла отбор» на национальном рынке, выросла, отработала практики и методы работы, добавил Лебедев. По его словам, отечественные компании могут со временем дойти до того же уровня, но пока что на смену игрокам высокого класса выходят пусть и перспективные, но не в такой степени обстрелянные новички.

«В случае в «Макдональдсом», я считаю, компания сейчас не работает в России, хотя для потребителя особого отличия между оригинальным брендом и «Вкусно и точка» нет. С одной стороны, если в обозримом будущем ситуация изменится и «Макдональдс» решит вернуться к нам, сделать ему это будет проще. Но если это будет история достаточно длительная, связь между основным брендом и его местной вариацией пропадет. Бренд — это обещание, в него надо инвестировать, тогда он работает, меняя внутренние бизнес-процессы, за вывеской начинает создаваться настоящая ценность для потребителя. Он не может быть только источником прибыли», - считает Лебедев.

По словам эксперта, оценить в цифрах сокращение объемов иностранного бизнеса в России невозможно, такую статистику никто не ведет. Можно попробовать прикинуть по общему снижению объема розничной торговли, но этот показатель отражает только конечную продукцию. А тут прямой корреляции может и не быть. Например, у пекарни, в которой установлено оборудование одной из ушедших компаний, пока все работает, дела могут идти ничуть не хуже, чем год назад. Но как только потребуется серьезный сервис или ремонт печей и миксеров, ее дальнейшие успехи окажутся под большим вопросом, отметил Лебедев.

   
   

Тогда вслед за одним юридическим лицом — иностранным производителем оборудования — из реестра могут исчезнуть и другие, уже отечественные фирмы, которые это оборудование использовали для своего бизнеса, пояснил он.