Великобритания закупает российскую нефть, вопреки политическим убеждениям. Как рассказали эксперты aif.ru, в противном случае им придется перекраивать все действующие нефтеперерабатывающие предприятия.
В 2023 году Великобритания закупила российской нефти на 2,2 миллиарда фунтов стерлингов, при том, что в 2021 году эта цифра достигала лишь 34 млн фунтов стерлингов. Правда, речь идет не о прямых контрактах. У России топливо закупают Китай и Индия, чтобы потом перепродать другим странам, включая Соединенное королевство. Соответствующие подсчеты привел сообщил экологический портал Desmog. Английские СМИ тут же окрестили такие рекордные поставки спонсированием конфликта на территории Украины и помощью ВС РФ.
Давно не тайна
О практике закупок российской нефти через третьи страны Великобританией стало известно вскоре после начала СВО, уточнил Сипров. Примерно пару лет назад британский журнал The Spectator сообщал, что Великобритания по-прежнему закупает российскую нефть и нефтепродукты, и эти объемы не сокращаются.
«В принципе, исходить нужно из того, что тенденция по увеличению объемов закупки российской нефти ключевыми западными игроками — а это не только Великобритания, но и, в первую очередь, США, — заложилась в конце прошлого десятилетия. Например, те же американцы только за 2019 год увеличили объем закупки нефти марки Urals в 2,4 раза. То же самое делают и британцы, которые контролируют через свои компании очень большую, если не сказать львиную долю мирового нефтяного рынка», — объяснил политолог.
По сути, отметил эксперт, сейчас очень много говорят о каналах параллельного импорта различных товаров в Россию через Индию, Китай, Турцию. Эти же каналы работают и в противоположном направлении, а потому превратились в точки экспорта российской нефти. И этому есть подтверждение: хотя потребности в нефти у таких больших экономик, как Китай, Индия, и Турция, достаточно велики, но тот объем, который с недавних пор стал ввозиться в эти страны, явно превосходит данные потребности.
Теневой флот
Очень «симптоматичным» Сипров назвал и тот факт, что западные страны не чинят особых препятствий в работе так называемого теневого танкерного флота, который вдруг откуда не возьмись возник в прошлом году.
«Я напомню, что из дальневосточных портов огромным количеством танкеров, которые не связанным напрямую с Россией, коммерческим структурам в очень больших объемах вывозится сырая нефть и нефтепродукты, которые следуют в Китай и в Индию. Во всяком случае британские страховщики, которые практически полностью контролируют рынок страхования судов, никаких заметных палок в колеса этому теневому танкерному флоту не вставляют. А ведь речь идет о таких игроках, как компания „Ллойд“, которая уж точно обладает инструментами для того, чтобы заблокировать или очень сильно осложнить данную деятельность», — пояснил политолог.
И происходит это, по его мнению, потому что такие крупные экономики, как британская, не могут полностью обеспечить себя своим собственным сырьем. «На начало текущего десятилетия в Великобритании сложился баланс импорта и экспорта нефти. В целом они импортируют нефти примерно на 17-18 миллиардов фунтов стерлингов и экспортируют где-то на порядка 18 миллиардов. Как видим, примерно 1/9 в объемах импорта приходится на российскую нефть. В силу тех обстоятельств, которые я перечислил, нефтяникам приходится корректировать цепочки поставок», — пояснил он.
Проще и дешевле
Также среди ключевых моментов эксперт отметил одно обстоятельство, которое часто выпадает из поля зрения наблюдателей. Речь об особенностях нефтепереработки. «Грубо говоря, если какой-либо подконтрольный британцам нефтеперерабатывающий завод заточен под переработку российской нефти марки Urals, под ее характеристики, то просто взять и заместить эти объемы какой-нибудь политически правильной, скажем, нигерийской, канадской или американской нефтью, невозможно. Проще построить новый нефтеперерабатывающий завод, чем перевести действующий на переработку другого сорта нефти. Также для нормальной работы нефтеперерабатывающего завода необходимо обеспечивать ритмичность поставки сырья. Эти два сугубо технических обстоятельства и вынуждают британцев использовать те же схемы параллельного импорта, которыми пользуется Россия», — подытожил он.
Тем временем Китай и Индия продолжают наращивать закупки российской нефти. И это, как ранее рассказывали эксперты, может не только разогнать нашу экономику, но и сместить доллар с позиции главной валюты мира.