Эмбарго на поставки российских нефтепродуктов вступило в силу 5 февраля 2023 года, но наш экспорт дизельного топлива и мазута не прекратился.
Евросоюз традиционно был самым крупным рынком сбыта для российских бензинов, дизтоплива, мазута и керосинов, в структуре нашего экспорта поставки в ЕС до 2022 года занимали 40-45%. Но с 5 февраля Брюссель запретил ввозить наше топливо, рассчитывая таким образом сократить доходы российского бюджета. Однако план не удался, мы применили уже испытанное «противоядие» под названием «переориентация поставок».
«Крупнейшим покупателем российских нефтепродуктов с 2022 года стала Турция, закупает она в основном дизельное топливо и мазут», — указал Юшков.
Причем есть некоторые основания полагать, что запрещенные в ЕС нефтепродукты из России все же попадают туда, но не напрямую, а именно через Турцию. «В Анкаре заявляют, что все импортированное из России топливо потребляется на внутреннем рынке, а в Европу экспортируются только произведенные в Турции нефтепродукты, — говорит эксперт. — Прямой реэкспорт российского дизеля в ЕС запрещен, и турки маскируются, хотя по статистике видно, что объемы поставок из России в Турцию практически совпадают с объемами поставок из Турции в Европу».
При этом наша переориентация поставок привела к росту общего объема экспорта нефтепродуктов, несмотря на европейское эмбарго. По данным Международного Энергетического Агентства (МЭА), Россия в 2023 году продавала на внешних рынках в среднем 2,6 млн баррелей в сутки, что на 100 тыс. баррелей в сутки больше, чем в 2022 году, и примерно соответствует уровню 2021 года. Это результат того, что крупными покупателями российских нефтепродуктов стали Индия, Китай, Бразилия, некоторые прочие страны. «Здесь тоже речь идет в основном о поставках дизельного топлива», — заключил эксперт.
Ранее Игорь Юшков специально для aif.ru рассказал, на каком этапе находится реализация идеи по строительству газового хаба в Турции.