В этом году популярность юаня набирает обороты. На прошлой неделе китайская валюта по объему торгов на Мосбирже впервые обогнала американскую — 3 октября оборот операций составил 70,3 миллиарда рублей против 68,2 миллиарда.
Российские банки предлагают вклады и кредиты в юанях. Как пишут «Известия», вслед за китайской валютой в отечественных финансовых организациях могут появиться займы в валютах других дружественных стран — индийской рупии, турецкой лире, казахстанском тенге, гонконгском долларе, арабских дирхамах.
«Кредиты в валюте дружественных стран брать очень опасно. Кроме обычного кредитного риска здесь будет присутствовать и валютный риск. Собственно, не важно, в какой конкретно иностранной валюте будет кредит, если вы живете в рублевой зоне и зарабатываете рубли — любой кредит в иностранной валюте может закончиться очень плохо.
Снижение курса российской валюты будет приводить к росту платежа в рублевом выражении. Учитывая санкционное давление на Россию и период трансформации экономики, падение рубля в долгосрочной дистанции будет продолжаться. Разумеется, это скажется и на валютных кредитах.
Единственным исключением может являться только ситуация, когда вы страхуете свой валютный риск. Грубо говоря, когда вы и банк договариваетесь, что свыше предельного курса платеж не может быть больше установленного в договоре. Вряд ли в данном случае кредит будет отличаться своей привлекательностью, поскольку его конечная стоимость, с учетом страховки от валютного риска — может существенно отличаться от кредита изначально в рублевом выражении».
Напомним, валютные кредиты (прежде всего, ипотечные) пользовались у россиян популярностью в 2000-х, когда доллар стоил в районе 25 рублей, ставки по валютным кредитам были ниже, чем по рублевым (а некоторые банки и вовсе не давали в долг рубли при небольшом первоначальном взносе), плюс многие предприятия платили сотрудникам зарплату в иностранной валюте. Реальную цену валютных кредитов заемщики узнали в декабре 2014 года, когда евро подорожал более чем на 40%, а доллар — на 60% (курсы европейской и американской валют достигали 100 и 80 рублей соответственно). На ту же величину увеличились и платежи по кредитам валютных заемщиков.