Будут разработаны дополнительные решения по повышению оплаты труда педагогов, сообщил в ходе заседания правительства премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Одна из основных задач — повысить зарплаты в тех регионах, где они ниже среднероссийского уровня. При этом ожидать, что все учителя станут зарабатывать одинаково, не стоит, пояснили aif.ru эксперты. В то же время соотношение зарплат с прожиточным минимумом субъектов России позволит избежать перетока кадров между регионами.
Зарплатное равенство
Правительство обсудило проблемы в сфере образования на следующий день после заседания Государственного совета, на котором президент РФ Владимир Путин подробно остановился на укреплении роли педагога и наставника. Глава государства особо отметил, что условия труда учителей важно улучшать, необходимо освободить их от излишней нагрузки. По словам Мишустина, власти сейчас как раз проводят специальный эксперимент, который уже дал некоторые результаты.
«Необходимо чётко очертить обязанности классных руководителей. Привлекать в профессию молодые кадры, выпускников профильных вузов. Внедрять для них адресные меры поддержки, распространяя лучшие практики регионов по этому направлению. По поручению главы государства правительство подготовит дополнительные решения по повышению оплаты труда педагогов. Прежде всего — чтобы поднять её в тех российских регионах, где она ниже, чем в среднем по стране. Должны быть единые, прозрачные и понятные правила», — подчеркнул Мишустин.
Ещё одна задача, которую озвучил премьер, — формирование целостной системы наставничества для детей и молодёжи. По его словам, воспитательная работа не должна быть ограничена рамками школы. «Для этого задействуем потенциал „Сириуса“, платформы „Россия — страна возможностей“, движения детей и молодёжи. Активнее станем подключать ветеранов боевых действий. Наставники играют значимую роль в укреплении промышленного, кадрового и технологического потенциала страны. И мы продолжим создавать условия, чтобы как можно больше людей брали на себя эту почётную миссию и могли передавать свой опыт», — сказал Мишустин.
При этом доплаты за наставничество будут предусмотрены на предприятиях законодательно, сообщил глава правительства. Для этого разрабатываются поправки в Трудовой кодекс. Кроме того, будет учреждена ежегодная премия «Наставник года». «Сейчас начинающие специалисты могут перенимать знания у практиков в рамках проекта „Профессионалитет“. Учащиеся колледжей пробуют себя на площадках крупнейших организаций. Возможности для стажировок будут обеспечены в малых и средних компаниях, в том числе в сфере информационных технологий, креативных индустриях, туризме», — заявил Мишустин.
Также власти намерены возобновить подготовку мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин. Ранее Владимир Путин подчеркнул, что учебные курсы и модули по наставничеству, изучение лучших практик необходимо включать в программы повышения квалификации. Премьер-министр отметил, что речь идёт не только о сотрудниках реального сектора экономики, но и об учителях, врачах, управленцах, трудящихся на предприятиях, в регионах и муниципалитетах.
Сохранить кадры
«Повышая зарплаты учителям, мы тем самым повышаем национальный доход страны в целом. А если говорить о работниках бюджетной сферы, то их доходы напрямую зависят от решений органов государственной власти, в том числе региональной, поскольку зарплата работников учреждений, находящихся в региональном ведении, это прерогатива местных властей», — сказал Климанов.
Эксперт отметил, что учителя, врачи, работники культуры и социального обеспечения, как правило, проигрывают в заработке сотрудникам производственной сферы. Поэтому уровень доходов этих категорий работников должен повышаться, чтобы избежать оттока кадров.
«Внимание руководства страны направлено на то, чтобы эти зарплаты были не ниже средних по региону. Иначе предлагаемые рабочие места в этом секторе не заинтересуют квалифицированные кадры и будут „вымываться“ в пользу предприятий, организаций. Президент обратил внимание на различия в оплате труда специалистов одной квалификации в разных регионах. И эта проблема действительно имеет место», — отметил Климанов.
Однако экономист уверен, что речь не идет об уравнивании зарплат однотипных работников по всей стране. Такое решение могло бы привести к ущемлению учителей в одних регионах по отношению к другим и, как следствие, привести к перетоку кадров между субъектами.
«Зарплаты в регионах могут отличаться и в силу того, что есть объективные причины, связанные просто даже с природными географическими факторами. Мы понимаем, что заработная плата работников бюджетной сферы на Чукотке или в Якутии будет выше, чем на Юге России. Поэтому, скорее всего, зарплаты нужно соотносить с прожиточным минимумом, который сложился в регионе. По этому показателю можно судить об увеличении заработной платы в одних субъектах и отставании в других. Это позволит избежать перетока кадров в те регионы, где заработная плата выше, а затраты на проживание ниже», — резюмировал Климанов.