Добровольная принудительность. Минфин ожидает от бизнеса взносов в бюджет

Разовые выплаты со стороны крупного бизнеса в бюджет страны будут справедливы и необременительны для предпринимателей, заявил в телеэфире министр финансов Антон Силуанов. «А чего же несправедливого, если мы видим, что прибыль по сравнению с обычными нормальными уровнями выросла в два-три раза. Если брать объемы прироста прибыли и того, сколько мы рассчитываем получить, то это совершенно мизерные суммы», — сказал глава Минфина.

   
   

Правительство обсуждает с бизнесом идею о разовом взносе на фоне бюджетного дефицита, сложившегося в январе-феврале в размере 2,6 трлн руб. Предполагается, что добровольный взнос затронет все компании с доналоговой прибылью более 1 млрд рублей, кроме малых и средних предпринимателей и предприятий нефтегазового сектора (для них налоговую нагрузку увеличили еще в прошлом году).

«Добровольный взнос в бюджет — это неоднозначное решение, — считает директор центра конъюнктурных исследований института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. — Для получения серьезной прибыли многие предприниматели тратили свои ресурсы, внедряли инновационные схемы управления. При этом они заранее планировали свои налоговые расходы, исходя из действующих законов, и теперь им вдруг предлагается выплатить еще 5% от заработанной прибыли. Это нерыночный механизм. Но, с другой стороны, страна действительно столкнулась с форс-мажорной ситуацией в геополитике и экономике, и при таком положении бизнес должен делиться. Минфин предполагает привлечь в бюджет за счет этого взноса 300 млрд рублей, что покроет примерно 10% бюджетного дефицита, запланированного на текущий год. Это очень приличная сумма».

«С этой идеей не все так просто, — подтверждает член совета Торгово-промышленной палаты РФ по финансово-промышленной и инвестполитике Юрий Коптелов. — По сути она правильная, но по форме — нет. Сами предприниматели говорят, что формат добровольного взноса не совсем понятен, особенно учитывая, что инициатива исходит от власти. С другой стороны, крупный бизнес в силу разных обстоятельств действительно получает сверхприбыли, и в сложившейся ситуации помогать стране нужно».

По мнению экспертов, наиболее оптимальным было бы облагать «сверхналогом» лишь некоторые сегменты бизнеса, а также нужно создать для таких выплат прозрачную нормативную базу.

«С точки зрения нравственности разовые выплаты в бюджет были бы справедливы, — указывает Юрий Коптелов. — Но с точки зрения действующего законодательства они никак не прописаны. Поэтому нужно привести в соответствие нормы морали и нормы закона, дать предпринимателям какие-то правовые основания для таких сборов. Не стоит называть эти выплаты добровольными, и очень важно сохранить их разовый статус».

«Было бы справедливее, — добавляет Георгий Остапкович, — если бы такой взнос выплачивали рентные компании, получившие сверхприбыли от улучшения ценовой конъюнктуры на свою продукцию, а не от роста производительности труда или от внедрения каких-то передовых технологий и методов управления. Это, например, добывающие предприятия, металлурги, отчасти нефтепереработка (для нефтегазовых компаний уже увеличили налоговую нагрузку). При этом это должна быть разовая акция. Если такие добровольные взносы станут ежегодными, то есть риск снижения инвестиционной активности, предприниматели попросту станут меньше вкладывать в развитие своих активов».