18 декабря в Ассоциации компаний розничной торговли на встрече с журналистами подвели итоги 2019 года для ритейла. Председатель Президиума АКОРТ Сергей Беляков рассказал о направлениях работы ассоциации в этом году, подвел итоги уходящего года для отрасли. Также темой разговора стали планы организации на 2020 год и тренды в ритейле, которые появились в текущем году, но продолжат свое развитие в следующем.
Саморегулирование состоялось
Сергей Беляков рассказал, что в этом году основным приоритетом работы для АКОРТа стало развитие отношений с поставщиками и вопросы саморегулирования. «Внутри АКОРТа мы создали комиссию по разрешению споров с поставщиками, договорились с ними, что излишнее регуляторное вмешательство несет негативный эффект не только для торговли, но и для них, и для покупателей. В общем, всем от этого плохо. И плохо потому, что нужно время, чтобы адаптироваться к изменениям, и нужно время, чтобы сложившиеся хозяйственные связи адаптировать к изменениям. Ну и потом, каждая сторона, если испытывает какие-то издержки, пытается эти издержки как-то компенсировать», — пояснил он.
Беляков также отметил, что 2019 год — это, наверное, первый год, когда в ассоциации не увидели никаких инициатив по внесению изменений в закон о торговле, которые серьезно бы меняли правила игры, баланс, который на рынке сложился. «Я считаю, что это общая заслуга и торговли, и нашей ассоциации, и всех ассоциаций поставщиков. Это фактор, который однозначно говорит об успехе саморегулирования», — подчеркнул президент президиума АКОРТа.
Он отметил, что саморегулирование состоялось. «Это важно сейчас и потому, что в связи с ухудшающейся экономикой и сетей, и поставщиков, и положения покупателя любые регуляторные воздействия или нерегуляторные эффекты сказываются с большим негативом на всех, и мы каждый начинаем чувствовать ухудшение положения в этой цепочке», — считает Беляков.
Оборот не растет
Эксперт отметил, что в 2019 году динамика роста ритейла замедлилась, а оборот розничной торговли фактически не растет. По итогам октября 2019 года она составил всего 1,6 %, что на 0,6% меньше показателей аналогичного периода прошлого года. Прогноз на конец 2019 года — рост 1,3%. На 2020 год эксперты ассоциации дают прогноз 0,6%. «Это еще особенно важно и потому, что розничная торговля в последние годы была одним из драйверов экономического роста. Если этот сектор экономики начинает замедляться — это очень тревожный сигнал», — считает Беляков.
Очевидным трендом в 2019 году стал рост дискаунтеров. Рост торговой площади в этом формате составил 1,4% по итогам трех кварталов 2019 года. «Это ответ для самого ритейла, который снижает издержки в части содержания больших по объему торговых залов. И ответ на снижение покупательской способности граждан, которые ходят в магазины, предлагающие товары по меньшим ценам», — отметил тренд 2019 года эксперт.
Беляков отметил рост числа покупателей в сетях, но при этом их поведение изменилось: потребители предпочитают ходить в магазин чаще, но в среднем покупают меньше. Он отметил падение спроса на дорогие продукты в сторону более дешевых, связав это со снижением общей покупательской способности. «Дорогие продукты всегда были источником дохода для сетей, который позволял финансировать и субсидировать социально значимые товары: молоко, хлеб, крупы, т. е. с очень невысокой ценой реализации. Делал ее более доступной за счет продажи более дорогих продуктов. Когда доля дорогих продуктов падает в структуре чека, то тогда возможность сдерживать инфляцию на социально чувствительные продукты тоже уменьшается», — подчеркнул эксперт.
Беляков рассказал, что доля товаров отечественного производства на полках крупнейших торговых сетей составляет 95-100%, в зависимости от товарных категорий. «Можно сказать, что импортозамещение состоялось. Там, где есть возможность, мы всячески приветствует появление на полке локальных поставщиков. Логистически это выгодно. В целом мы заинтересованы в поддержании доли отечественных производителей у нас на полках», — пояснил представитель АКОРТа.
Эксперт отметил падение стоимости потребительской корзины за год почти во всех крупных торговых сетях. «Общая тенденция — падение стоимости потребительской корзины. Это значит, что граждане больше тратят денег и у них меньше финансовой возможности на покупку товаров первой необходимости», — рассказал Беляков. Но рост цен в сетевых магазинах, если он и есть, ниже инфляции, так как сети сдерживают рост цен за счет собственных доходов.
Он подчеркнул, что законодательные ограничения негативно сказываются на отрасли торговли в целом. В 2019 году на 17% сократилось количество бизнес-организаций в России, из них более половины — это торговые.
«Отсекать ненужные инициативы»
Самое главное, по словам эксперта, есть понимание того, что все испытывают сильный негативный эффект от чрезмерного регулирования, если оно есть, а оно есть. Запущенный проект по регуляторной «гильотине» как раз и призван снизить эту регуляторную нагрузку. «Мы постараемся отсекать ненужные инициативы с точки зрения излишнего регуляторного воздействия», — пояснил планы АКОРТа Беляков.
Одним из направлений работы ассоциации в следующем года станет неухудшение положения действующего законодательства. Будет продолжена практика 2019 года, когда отсутствовали изменение в законе о торговле. «Это возможность спокойно планировать свою деятельность, а не сидеть и ждать изменения в законодательстве, результаты которых ты даже не в состоянии оценить», — считает он и приводит пример с введением торговой наценки. «Как только эта идея будет реализована, мы с неизбежностью повторим путь конца Советского Союза, когда на полках не будет ничего», — высказал свое мнение Беляков.
Также эксперт оценил и рост промоакций. «Промоакции — это плохо и для поставщиков, и для нас. Это более низкие доходы для сети, для поставщиков — более жесткие требования в плане договора поставки. Но доля продуктов, которая реализуется по промопрограммам, растет», — считает представитель АКОРТа.
Сергей Беляков высказал мнение и по поводу предложений по ограничению работы торговых сетей и ужесточения законодательства в части ответственности за некачественную продукцию: «Наше критическое отношение к сокращению времени работы торговых сетей связано не только с тем, как это скажется на ритейле, но и тем, как это в конечном итоге отразится на покупателе, который не сможет приобрести продукцию в удобное время».
Также эксперт отметил, что действующего законодательства достаточно, чтобы обеспечить присутствие на полке качественной и безопасной продукции. «Мысль, что расширение запретительных и регулирующих мер приведет к исключению появления таких товаров, — это иллюзия», — подчеркнул он.
Рассказал он и о позиции ассоциации по поводу маркировки товаров. Маркировка — это важный момент. В тех сегментах, где маркировка доказала свою эффективность, она должна остаться. Как правило, в список товаров, где маркировка оправдана, входят единичные дорогие товары разового приобретения: например, телевизор или шуба. Тут маркировка работает на все 100% и стала серьезным фактором исключения из оборота контрафактной продукции, которая производится незаконным образом.
По массовым продуктам, по мнению Белякова, маркировка не всегда оправдана: это или товар небольшой стоимости (например, баночка йогурта), или он не подделывается из-за сложности производства. В эту категорию попадают почти все пищевые продукты. В этом случае надо сначала соотнести необходимость и пользу от маркировки, и расходы на ее введение: это как расходы на саму маркировку, так и сопутствующие. Например, время, требующееся на сканирование маркировки при приемке товара: тысячи баночек йогурта отсканировать очень трудоемко.