Срок, до которого российские налогоплательщики (физлица и организации) обязаны сообщить о владении определённой долей в иностранной компании, перенесён с 1 апреля на 15 июня 2015 г. Как идёт процесс деофшоризации и помогут ли новые законы вернуть в страну утекающие из неё капиталы?
Обещать - не значит жениться
О масштабах офшорных схем в российской экономике и о том, какой вред они наносят, «АиФ» писал не раз. Вот данные Совета Федерации: в структуре внешнеторгового оборота РФ операции, проходившие через офшорные компании, составляют 42%, а это порядка 10 трлн руб. За последние 20 лет в офшоры было выведено более 800 млрд долл. (или 41 трлн руб., что в 3,5 раза больше сегодняшнего бюджета РФ. - Ред.). Только на Кипре зарегистрировано более 170 тыс. российских предприятий.
На протяжении последних лет руководство страны призывало бизнес вернуть капиталы на родину. В декабре 2013 г. президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию объявил курс на деофшоризацию. После этого ряд крупнейших компаний, например «Русал» и «КамАЗ», заявили о выводе своих активов из офшоров. Однако, по данным на конец марта 2015 г., 20% акций «КамАЗа» по-прежнему принадлежат «Автоинвест Лимитед» - компании с кипрской пропиской. В числе акционеров «Русала» числятся SUAL Partners и Amokenga Holdings, а самый значительный пакет у En+ group Олега Дерипаски. Компания была зарегистрирована на острове Джерси, и информации о её «переезде» в Россию не было.
Те, кто громких заявлений не делал, и вовсе не торопятся с возвращением. Так, «Евраз» Романа Абрамовича по-прежнему на 64% принадлежит кипрской Lanebrook Ltd. «Еврохимом» через долгую цепочку компаний владеет багамская Linea Ltd., а ею, в свою очередь, - некая структура, представляющая интересы Андрея Мельниченко. А ведь все вышеперечисленные компании - в антикризисном списке системообразующих предприятий России, а значит, могут потребовать господдержки...
Как Депардье
Впрочем, некоторые призывы власти всё же услышали. USM Holdings Ltd., совладельцем которой является миллиардер Алишер Усманов, в конце 2014 г. сообщила, что передала контрольные пакеты ОАО «МегаФон» и ОАО ХК «Металлоинвест» российским компаниям. Частные владельцы аэропорта «Внуково» также вывели из состава акционеров две кипрские фирмы. Но всё это погоды в борьбе с офшорами не сделает, считают некоторые эксперты.
Не решит проблему и новый закон, с помощью которого налоговики намереваются вычислить российских налогоплательщиков - конечных владельцев офшорных компаний, чтобы обложить их налогом или вынудить закрыть «островную» фирму. Уже пошли слухи, что некоторые российские олигархи готовы отказаться от уплаты налогов в России (то есть не жить тут большую часть времени), а платить их в какой-нибудь другой стране. А кто мешает бизнесменам перерегистрировать свой офшорный бизнес на детей или супругов, постоянно проживающих за границей?!
По мнению Шугаева, самая эффективная мера борьбы с выводом капитала - налог на все финансовые операции российской компании с любой офшорной компанией. Такой налог действует в Белоруссии (15%) и ещё 11 европейских странах. Но наши власти пока не спешат его вводить. А ещё работать по офшорным схемам некоторые российские компании вынуждают партнёры. Например, американцы, по словам Шугаева, давно не продают нам высокотехнологичное оборудование напрямую, заставляя брать в посредники офшорные структуры.