Дефицит бюджета России в текущем году не превысит запланированные 2%, а в следующем будет еще меньше. Об этом в ходе Восточного экономического форума заявил помощник президента России Максим Орешкин, отметив, что не исключает и бюджетный профицит. Эксперты указали aif.ru на позитивные моменты в проекте федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов, которые толкают вверх и экономику страны, и доходы казны.
Экспорт
По информации правительства, по итогам августа федеральный бюджет был исполнен с профицитом 230 миллиардов рублей, а консолидированный баланс регионов дал еще около 140 миллиардов рублей дополнительно. Во многом это произошло благодаря значительному росту ненефтегазовых доходов. В прошлом месяце они превысили 1,82 триллиона рублей, что на 56,5% больше уровня прошлого года.
«Ненефтегазовые доходы — это налоги и сборы, которые поступают в бюджет от промышленности, торговли, финансов и из других секторов экономики, в том числе от экспорта, не связанного с продажей энергоносителей. Нельзя сказать, что мы сидим на нефтегазовой игле: вопреки распространенному заблуждению, ненефтегазовых доходов у России более чем вдвое больше, чем нефтегазовых, последние дают бюджету порядка трети всех поступлений», — рассказал aif.ru первый вице-президент Центра стратегических разработок Глеб Покатович.
Существенный рост ненефтегазовых доходов бюджета в августе показал, что Россия эффективно диверсифицировала экспорт, а продукция отечественного агропромышленного комплекса, в том числе зерно и удобрения, а также металлы и другие товары неизменно пользуются спросом у зарубежных покупателей. Свою роль сыграли меры поддержки и регулирования экспорта. Защищая свой внутренний рынок, власти России смогли сохранить рентабельность экспортеров. Рост несырьевого экспорта — это лучший показатель конкурентоспособности экономики любой страны, подчеркнул Глеб Покатович.
Внутреннее производство
Курс на развитие экономики предложения, объявленный президентом России Владимиром Путиным, предполагает масштабное наращивание производительных сил. Позитивных показателей удалось достичь в обрабатывающей промышленности — плюс 6%. Выпуск компьютеров, электроники и оптики прибавил более 30%, электрического оборудования — больше 20%.
«В России идет структурная перестройка экономики, мы идем по пути импортозамещения и обеспечения технологического суверенитета. Строительство и обрабатывающее производство развиваются, возводится инфраструктура и жилье, замещаются товары ушедших западных брендов, платятся налоги, поэтому и доходы государства растут. Позитив есть, но он умеренный, потому что еще многое предстоит сделать, особенно в плане сложной техники, такой как автомобили и самолеты», — говорит Климанов.
Любой человек в стране может убедиться в быстром развитии легкой промышленности, просто оценив число отечественных брендов в российских магазинах и маркетплейсах, обратил внимание Глеб Покатович.
«Да, цены не выглядят низкими, но по качеству, например, одежда вполне может конкурировать с ушедшими марками. С техникой сложнее, там импортозамещение идет не так быстро и в сотрудничестве с дружественными странами, в основном с Китаем. Но речь идет именно о российском производстве, а не о переключении импорта на Китай», — сказал эксперт.
Инвестиции
Вопреки прошлогодним прогнозам, частные инвестиции в России отнюдь не исчезли: инвестиционная активность по итогам II квартала возросла на 13%, всего за первые шесть месяцев объем инвестиций составил 7 триллионов рублей собственных средств организаций. Российские компании после ухода части иностранных конкурентов вкладывают средства в рост производства, а государство создает для этого выгодные условия и механизмы поддержки. Еще больше раскрыть потенциал по этому направлению в правительстве рассчитывают по мере внедрения регионального инвестстандарта, который разработан под руководством первого вице-премьера Андрея Белоусова.
«Рост частных инвестиций означает, что компании оценивают ситуацию на рынке позитивно и видят перспективы своего развития. В противном случае они просто держали бы деньги на счетах. Это хороший знак для экономики, а меры господдержки увеличат эффективность этих инвестиций», — пояснил Покатович.
Дополнительный вклад в инвестиционную активность вносят те ограничения, которые для российских компаний создают на внешних рынках недружественные страны, заметил Владимир Климанов. «Сейчас российский бизнес стал меньше заинтересован в развитии своих зарубежных активов, и стал больше заниматься инвестициями в России», — сказал он.
Меры поддержки
Помимо средств на исполнение всех социальных обязательств государства, в проекте бюджета-2024 предусмотрены различные субсидии и льготные программы поддержки бизнеса. Эти меры дадут возможность сохранить и ускорить темпы экономического роста России в приоритетных отраслях.
Господдержка позволит предприятиям формировать больше предложения товаров и услуг на российском рынке и в итоге возвращать израсходованные бюджетные средства обратно в казну в виде налогов, объяснил Владимир Климанов. Это касается и такой чувствительной для россиян сферы, как туризм, где результат совместной работы бизнеса и государства можно не только увидеть воочию, но и буквально потрогать руками.
В итоге с третьего квартала в России наметился экономический рост. По оценке Минэкономразвития, в июле в годовом выражении ВВП превысил уровень прошлого года на 5%. В целом за семь месяцев текущего года ВВП увеличился более чем на 2%. Это означает, что уже сейчас мы практически достигли уровня 2021 года, преодолев прошлогодний спад, считает Глеб Покатович.
«В целом я смотрю на проект бюджета с осторожным оптимизмом. По-прежнему расходы у нас будут ограничены возможностями доходной части бюджета, разгонять их не станут. Но при этом и жесткого урезания расходов, о котором некоторое время ходили разговоры, мы тоже не увидим. Как и прежде, выделяется блок, связанный с социальной поддержкой населения: здесь суммы в бюджете возрастут, поскольку поддержка будет нарастать, а не сокращаться», — заключил Климанов.