Дело табак. На фабрики Philip Morris в России нет покупателей

Американский производитель сигарет уже три месяца не может продать свой бизнес в России. 

   
   

С серьезными трудностями при уходе из России столкнулся табачный гигант Philip Morris International (производит сигареты Marlboro, L&M, Parliament, Chesterfield, а также нагревательные системы IQOS). Об этом пишет издание Wall Street Journal (WSJ). В газете считают, что это самая трудная транзакция в истории компании. 

С одной стороны, американцы еще 24 марта официально объявили о своем намерении покинуть наш рынок. Но никто не знает, как провести справедливую оценку стоимости российского бизнеса в условиях международных санкций. Кроме того, иностранные потенциальные покупатели пока воздерживаются от инвестиций в Россию, а внутренних инвесторов нет. С другой стороны, с течением времени табачный производитель все больше опасается национализации своих российских заводов или введения внешнего управления. 

Руководство концерна провело множество безрезультатных переговоров с возможными покупателями. «Это так чертовски сложно. Эта сделка действительно сводит с ума», — поделился с WSJ главный операционный директор компании Яцек Ольчак

Активы в России

Сотрудничество с американцами началось еще в 1975 году выпуском символических сигарет под маркой «Союз-Аполлон». Сейчас в России Philip Morris принадлежат две табачные фабрики — «Филип Моррис Кубань» в Краснодарском крае и «Филип Моррис Ижора» в Ленинградской области. Собственная сбытовая сеть имеет офисы в почти 100 городах. Общее число персонала превышает 3,2 тыс. человек. Выручка российского подразделения за 2021 год составила 1,9 млрд долларов, что обеспечило американскому концерну 6% глобальных продаж (31 млрд долларов в 2021 году). Продукция Philip Morris занимает около трети внутреннего российского рынка (30,1%), а фабрика в Ленинградской области отгружает сигареты в том числе и на экспорт (в страны СНГ, Сербию, Монголию). Оценка российских активов Philip Morris по состоянию на начало 2021 года составляла 1,4 млрд долларов. 

В настоящий момент американцы полностью отказались от всех маркетинговых программ в России и сократили выпуск сигарет. Решения о дальнейших шагах пока не приняты.