Международные финансовые институты один за другим ухудшают прогнозы по росту ВВП РФ, рейтинг нашей страны вплотную приблизился к «мусорному», рубль продолжает обесцениваться, а в правительстве заговорили о сокращении бюджетных расходов. Невооружённым глазом видно, что дела в национальной экономике обстоят не лучшим образом.
Неоптимистичные прогнозы
Почти в четыре раза ухудшил свой прогноз относительно экономического роста России Всемирный банк (ВБ). Согласно оценке финансового института, в этом году спад ВВП составит 2,9% вместо ранее прогнозируемых 0,7%. Виной тому устойчиво низкие цены на нефть, обвал которых начался прошлым летом — если в июле баррель «чёрного золота» продавался за 115 долларов, то теперь показалась отметка в 45 долларов.
Надо сказать, что на протяжении прошлого года Всемирный банк неоднократно снижал прогнозы по экономическому росту России в 2015 году. Только в декабре ВБ дважды менял свои ожидания в сторону понижения. Тогда главный экономист банка Биржит Ханзль предсказывала падение потребительского спроса и реальных зарплат в России, а также продолжение проблем с доступом к внешним рынкам капитала. Согласно пессимистичному сценарию ВБ, предполагающему стоимость нефти в 70 долларов за «бочку», сокращение ВВП должно было составить 1,5%, по базовому прогнозу (78 долларов за баррель) — 0,7%.
Между тем и в декабре, и сейчас эксперты Всемирного банка выражали надежду на стабилизацию ситуации. В последнем прогнозе они предполагают, что в 2016 году РФ вернётся к положительным показателям, правда, «с трудом».
В международном агентстве Fitch, недавно понизившем кредитный рейтинг России, настроены не так оптимистично. По мнению экспертов агентства, в 2015 году экономика РФ сократится на 4%, а о росте ВВП придётся забыть до 2017 года, предупреждает Fitch. Ранее организация прогнозировала спад на уровне 1,5%.
В другом рейтинговом агентстве, Moody’s, ждут падения российской экономики на 5,5% в этом году и на 3% в следующем.
Последний официальный прогноз российского Минэкономразвития предполагает сокращение ВВП в 2015 году на 0,8%, тогда как в сентябрьском прогнозе ведомства ожидался рост на 1,2%. В декабре прошлого года глава МЭР Алексей Улюкаев признал, что, по предварительной оценке, в этом году национальная экономика может упасть на 3%.
Ситуацию в российской экономике продолжат усугублять и санкционное противостояние с Западом, рост международной изоляции РФ, риски запредельной инфляции, падение нефтяных котировок, катастрофичные темпы оттока капитала, и наконец, ограничение доступа российских компаний к внешним рынкам капитала, перечисляет эксперт.
«Учитывая всё это, рассчитывать на то, что текущая стагнация быстро перерастёт в полноценную рецессию, не приходится», — добавляет он.
Последствия для населения
Если раньше о сокращении бюджетных расходов не могло быть и речи, то теперь, в условиях экономических трудностей, этот вопрос стал ребром — министр финансов Антон Силуанов заявил о необходимости отказаться от 10% всех расходов, кроме оборонных. Вынесение секвестра бюджета на повестку дня понятно — из-за падения нефтяных цен до 50 долларов за баррель федеральный бюджет РФ может не досчитаться 3 трлн рублей только в 2015 году. Для понимания масштаба: бюджетные доходы на следующий год запланированы на уровне 15,083 трлн рублей, расходы — 15,513 трлн рублей.
► Что такое секвестр бюджета →
«По 2015 году мы будем выходить в Госдуму с предложением сокращения на 10% всех расходов, за исключением оборонных. <...> Но на самом деле мы видим, что и этого недостаточно. Мы должны иметь гораздо больший ресурс для оптимизации, чтобы не палить резервы», — заявил Силуанов на Гайдаровском форуме.
О необходимости секвестирования бюджета на 10% глава Минфина предупреждал ещё в октябре, после того, как главный финансовый документ страны был в первом чтении одобрен депутатами Госдумы. Тогда Силуанов признал, что проект бюджета верстался при других экономических реалиях — он верстался исходя из прогноза Минэкономразвития, предполагающего отмену санкций Запада и сохранение цен на нефть в 100 долларов за баррель в течение ближайших трёх лет.
Во-вторых, падение ВВП приведёт к банкротству ряда предприятий и, как следствие, к росту безработицы.
Кроме того, из-за продолжающейся девальвации рубля темпы роста потребительских цен вполне могут выйти на двузначный уровень. Помимо ослабления национальной валюты, рост цен также провоцирует продуктовое эмбарго. «Инфляция на фоне девальвации рубля рискует оказаться выше 15%, сокращение импорта также скажется на росте цен, а снижение уровня располагаемого дохода только усилит неопределённость в завтрашнем дне», — заключает Деев.