Что представляет собой судно «Катерина Великая»?

Категория:  Доступная экономика
Ответ редакции
Спуск на воду в Приморье судна ледового класса «Катерина Великая» Фото: кадр из youtube

Первое многофункциональное судно снабжения усиленного ледового класса Icebreaker 7 проекта IBSV 10022 «Катерина Великая» было спущено со стапеля на приморской судоверфи «Звезда». Торжественная церемония спуска на воду прошла 15 декабря 2020 года.

   
   

Это головное судно в серии из четырех («Катерина Великая», «Владимир Мономах», «Александр Невский» и «Святая Мария») кораблей, предназначенных для «Роснефтефлота», дочерней компании «Роснефти». Проект IBSV 10022 разработан ЦКБ «Лазурит» и Damen Shipyards Group и является пилотным для «Звезды». В 2017 году президент Владимир Путин участвовал в закладке этих судов на стапеле.

Церемония спуска на воду «Катерины Великой» ознаменовала завершение стапельного этапа постройки: это формирование корпуса судна, установка систем и механизмов. Одной из завершающих операций этапа стала установка винто-рулевых колонок, являющихся ключевым элементом системы электродвижения судна и обеспечивающих его высокую скорость и маневренность.

В дальнейшем судно отбуксируют к достроечной набережной, где «Катерина Великая» пройдет швартовный этап испытаний. Он будет включать проверку и наладку систем и оборудования судна по прямому назначению для дальнейшей подготовки к ходовым испытаниям.

Что известно о характеристиках судна снабжения «Катерина Великая»?

Как рассказал телеканалу «Россия-24» гендиректор ССК «Звезда» Сергей Целуйко, это первое судно в России и в мире такого ледового класса. Он отметил, что при небольших размерах (меньше «Владимира Мономаха» — танкера типа «Афрамакс», построенного ранее) оно сложное, многофункциональное и уникальное.

Губернатор Приморья Олег Кожемяко назвал «Катерину Великую» судном, «которое проложит свой путь по Северному морскому пути и будет делать то, что наметила Россия много лет назад».

На судно установлены сверхманевренные коронки высокого ледового класса, благодаря которым «Катерина Великая» буквально может разворачиваться на месте. Каждая колонка обладает следующими характеристиками: 

   
   
  • Мощность — 7,5 МВт;
  • Вес — 130 тонн;
  • Высота — 6 м;
  • Длина — 10 м.

«Катерина Великая» обладает небольшими размерами и дедвейтом (полной грузоподъемностью судна): 

  • Длина — 106 м;
  • Ширина — 22 м;
  • Дедвейт — 5100 т.

«Катерина Великая» — судно неограниченного района плавания, способное перемещаться в любых погодных условиях. Принадлежность к классу Icebreaker 7 означает, что оно может выполнять ледокольные работы в арктических морях при толщине льда до 2,0 м в зимне-весеннюю навигацию и до 2,5 м — в летне-осеннюю. Мощность на валах такого судна не менее 11 МВт. «Катерина Великая» сможет преодолевать арктические льды толщиной до 1,5 м и волны высотой 30 м.

Судно способно выполнять такие операции, как:

  • перевозка грузов к/от морских буровых установок и добычных платформ;
  • заводка якорей;
  • ледокольные операции;
  • контроль ледовой обстановки;
  • спасение;
  • сопровождение;
  • ликвидация разливов нефти;
  • борьба с внешними пожарами;
  • буксировка самоподъемных платформ и других крупных объектов;
  • перевозка ISO-контейнеров (стандартизированная многооборотная тара, приспособленная для механизированной перегрузки с одного транспортного средства на другое) на главной палубе.