Первое многофункциональное судно снабжения усиленного ледового класса Icebreaker 7 проекта IBSV 10022 «Катерина Великая» было спущено со стапеля на приморской судоверфи «Звезда». Торжественная церемония спуска на воду прошла 15 декабря 2020 года.
Это головное судно в серии из четырех («Катерина Великая», «Владимир Мономах», «Александр Невский» и «Святая Мария») кораблей, предназначенных для «Роснефтефлота», дочерней компании «Роснефти». Проект IBSV 10022 разработан ЦКБ «Лазурит» и Damen Shipyards Group и является пилотным для «Звезды». В 2017 году президент Владимир Путин участвовал в закладке этих судов на стапеле.
Церемония спуска на воду «Катерины Великой» ознаменовала завершение стапельного этапа постройки: это формирование корпуса судна, установка систем и механизмов. Одной из завершающих операций этапа стала установка винто-рулевых колонок, являющихся ключевым элементом системы электродвижения судна и обеспечивающих его высокую скорость и маневренность.
В дальнейшем судно отбуксируют к достроечной набережной, где «Катерина Великая» пройдет швартовный этап испытаний. Он будет включать проверку и наладку систем и оборудования судна по прямому назначению для дальнейшей подготовки к ходовым испытаниям.
Что известно о характеристиках судна снабжения «Катерина Великая»?
Как рассказал телеканалу «Россия-24» гендиректор ССК «Звезда» Сергей Целуйко, это первое судно в России и в мире такого ледового класса. Он отметил, что при небольших размерах (меньше «Владимира Мономаха» — танкера типа «Афрамакс», построенного ранее) оно сложное, многофункциональное и уникальное.
На судно установлены сверхманевренные коронки высокого ледового класса, благодаря которым «Катерина Великая» буквально может разворачиваться на месте. Каждая колонка обладает следующими характеристиками:
- Мощность — 7,5 МВт;
- Вес — 130 тонн;
- Высота — 6 м;
- Длина — 10 м.
«Катерина Великая» обладает небольшими размерами и дедвейтом (полной грузоподъемностью судна):
- Длина — 106 м;
- Ширина — 22 м;
- Дедвейт — 5100 т.
«Катерина Великая» — судно неограниченного района плавания, способное перемещаться в любых погодных условиях. Принадлежность к классу Icebreaker 7 означает, что оно может выполнять ледокольные работы в арктических морях при толщине льда до 2,0 м в зимне-весеннюю навигацию и до 2,5 м — в летне-осеннюю. Мощность на валах такого судна не менее 11 МВт. «Катерина Великая» сможет преодолевать арктические льды толщиной до 1,5 м и волны высотой 30 м.
Судно способно выполнять такие операции, как:
- перевозка грузов к/от морских буровых установок и добычных платформ;
- заводка якорей;
- ледокольные операции;
- контроль ледовой обстановки;
- спасение;
- сопровождение;
- ликвидация разливов нефти;
- борьба с внешними пожарами;
- буксировка самоподъемных платформ и других крупных объектов;
- перевозка ISO-контейнеров (стандартизированная многооборотная тара, приспособленная для механизированной перегрузки с одного транспортного средства на другое) на главной палубе.