В воскресенье в России прошли парламентские выборы. После подсчета более 93% протоколов выяснилось, что большинство голосов (54,28%) достались «Единой России» — 54,28%, за КПРФ проголосовали 13,45% избирателей, за ЛДПР — 13,24%, а за «Справедливую Россию» — 6,17%, свидетельствуют данные ЦИК.
В своих предвыборных кампаниях партии и будущие депутаты не скупились на обещания — одни грозили обуздать коррупцию, другие готовили кардинальные экономические реформы, третьи обещали увеличить жизненный уровень населения.
Выборы состоялись. Предвыборные дебаты и обещания остались позади. Что будет дальше? Этот вопрос АиФ.ru задал экономистам.
Поскольку выборы по сути больших изменений не принесли, ожидать изменений в действиях законодателей также не стоит. Ввиду того, что сейчас экономика страны переживает кризис, власти будут пытаться балансировать между экономическими потребностями и социальными обязательствами, которые необходимо выполнять для сохранения социальной стабильности в стране. Это же касается и законодателей, которые будут действовать в соответствии с требованиями Правительства РФ.
Конечно, сложные экономические условия в стране сейчас не располагают к активной социальной политике. Однако через два года в стране пройдут президентские выборы, в преддверии которых социальные обязательства бросать никто не будет. А к 2019 году возможны и положительные изменения в экономике.
В любом случае, пока можно сказать, что выборы «заморозили» политическую ситуацию, поэтому ожидать каких-то кардинальных изменений в работе законодателей не стоит.
Читайте также: Неуд по экономике. Как миру вернуть былые темпы роста?
Парламентские выборы ничего нового не принесли — все как было, так, в общем-то, и осталось по депутатскому составу. Теперь все будет зависеть от того, насколько те же люди и те же партии в состоянии трезво оценить дела нашей экономики и трезво взвесить, что для нашей экономики нужно, понять, что тот курс, который исповедовался в течение последних 10 лет, надо коренным, радикальным образом пересматривать. Если парламентариям удастся это понять, тогда нас ожидает какое-то улучшение. Если они продолжат упорствовать и следовать тому же курсу, мы будем катиться вниз по наклонной плоскости и не за горами очередной кризис, очень серьезный.
Реформы никогда не поздно проводить. Конечно, их надо было проводить раньше. Нужно отказаться от этого упования на силы свободной экономики, от борьбы с инфляцией, дать бизнесу возможность развиваться — понизить процентную ставку, что повысит кредитную активность. Как мы можем говорить о развитии бизнеса, душа его удавкой? Одно противоречит другому.
Читайте также: Признаки конца. Что указывает на то, чтоРоссия выходит из кризиса?
Вряд ли стоит напрямую увязывать электоральный цикл в Государственную Думу с социальной политикой страны. Позиции партии власти и раньше были абсолютно стабильны, было принято много непопулярных законов и т.д.
Значительно более важными с данной точки зрения являются выборы президента, популярностью которого в том числе объясняется такой позитивный результат голосования для «Единой России». Власти уже не раз демонстрировали, что не собираются радикально сокращать социальные расходы, поэтому вряд ли данный вектор изменится в ближайшие 5 лет.
Читайте также: Яков Миркин: российская экономика слаба и потихоньку слабеет дальше
Быстрого эффекта ждать не стоит. Сейчас довольно непростая ситуация складывается не только в экономике России, но и во всем мире. И Всемирный банк, и МВФ понизили прогнозы по темпам роста мировой экономики в 2016 году до 2,4% от 2,9% и до 3,1% от 3,2%, соответственно.
Реформы необходимы, и возможно, что в ближайшие годы это будут не самые популярные решения, например, в виде повышения пенсионного возраста, без чего не обойтись, учитывая дефицитность бюджета пенсионного фонда и тенденцию к росту доли в России населения в нетрудоспособном возрасте.
Если говорить о ценах, то официальная статистика по инфляции фиксирует замедление темпов ее роста. Да и своими действиями на последнем заседании (16 сентября), понизив ставку на 0,5% до 10%, Банк России подтвердил, что видит позитивные перспективы и возможность достижения целевого уровня к концу 2017 года. Конечно, это не значит, что мы увидим резкое снижение ценников на полках в магазинах. Но, тем не менее, ряд реформ уже запущены, как ни крути, а попытки запустить импортозамещение есть. Но для того, чтобы выйти на самообеспечение по целому ряду товаров, потребуется время. И, увы, довольно длительное, не год и не два.
Также довольно сложно ждать активной индексации социальных выплат, принимая во внимание дефицит бюджета. Хотя с этим все же будут бороться, пытаясь сохранить хотя бы индексацию на уровень инфляции. Дело в том, что расходы домохозяйств составляют более 50% в структуре экономики. Снижение потребления на фоне падения реальных доходов, естественно, не позволяет экономике ускорять рост.
Кроме того, по мере ухудшения благосостояния населения и при отсутствии мер поддержки будет расти социальная напряженность. А революции не нужны ни одной правящей партии. Поэтому меры приниматься будут.