Почему в тех немногих банках, где можно найти наличную валюту, курс значительно выше?
«Биржевые курсы доллара и евро сейчас зависят от двух факторов: сколько валюты продают экспортеры (они обязаны обменивать на рубли 80 процентов выручки) и спросом на валюту со стороны импортеров. Что сейчас происходит? У России в эти месяцы рекордные доходы от продажи углеводородов: выручка от такой торговли выросла на 50 процентов и достигает 20 млрд долларов в месяц. Поэтому предложение валюты очень велико. Спрос же на нее постоянно сокращается: в условиях санкций и разрыва цепочек поставок импорт сжимается где-то на 30 процентов каждый месяц. Валюты на бирже много, покупателей на нее становится все меньше — курс держится на низком уровне.
Другая ситуация на рынке наличной валюты. Банки могут продавать только купюры, купленные ими после 9 апреля. Бумажные доллары и евро больше не поставляют в Россию, их сравнительно немного. Угрозы именно дефицита нет, но валютные банкноты сейчас стоят в России немного дороже, чем та же сумма денег в безналичном виде. Пока разрыв наличного и безналичного курса не превышает 10 процентов, но в будущем он может нарасти. Если поставки наших углеводородов подпадут под санкции, предложение валюты сократится, курсы доллара и евро пойдут вверх.
Для собственных целей лучше ориентироваться на более высокий курс, который предлагают банки. Биржевые котировки, как и официальные курсы Центробанка, они скорее интересны для экономистов и предпринимателей, ведущих международный бизнес. При всей сомнительности термина “настоящий курс валют” именно банковский ближе всего к реальности».