Чем может обернуться торговая война между США и Китаем?

Категория:  Доступная экономика
Ответ редакции

США хотят ввести таможенные пошлины в 25% на ввозимые из Китая товары на общую сумму в $50 млрд. Как говорится в сообщении Белого дома, такое решение принял президент Дональд Трамп. Помимо пошлин Соединенные Штаты планируют ввести инвестиционные ограничения, а также усилить экспортный контроль в целях укрепления национальной безопасности страны. 

   
   

При этом ранее стороны договорились прекратить вводить заградительные тарифы в отношении друг друга. 20 мая представители двух стран согласились с необходимостью укрепить торговое сотрудничество в таких отраслях, как энергетика, сельхозпродукция, здравоохранение, высокотехнологичная продукция и финансы.

Какие товары будут облагаться пошлинами? 

Таможенные пошлины будут взиматься с высокотехнологичной продукции, а также с тех, которые производятся в рамках программы «Сделано в Китае 2025». Это в первую очередь продукция IT-индустрии, роботы, аэрокосмическое оборудование, морское инженерное оборудование и высокотехнологичные суда, автомобили, работающие на новых источниках энергии, электроэнергетическое оборудование, новые материалы, биофармацевтика, медицинская техника с высокими характеристиками и т.д. 

Полный список товаров, которые будут облагаться пошлинами, опубликуют 15 июня, а список инвестиционных ограничений — до 30 июня 2018 года.

Почему вводят пошлины? 

Пошлины вводят из-за разногласий между двумя странами. Ранее США ввели пошлины на импорт 100 китайских товаров и обвинили китайских предпринимателей в похищении интеллектуальной собственности американских производителей. В ответ на это Пекин установил пошлины в 25% на 106 наименований продукции из США. Помимо этого в США и в Китае на товары одной отрасли установлены разные пошлины. Как сообщает администрация Трампа, в США тарифы на ввоз китайских автомобилей составляют 2,5%, а в Китае на ввоз американских — 25%.

Чем обернется торговая война? 

По мнению директора Института новейших государств Алексея Мартынова, Вашингтон и Пекин вряд ли вступят в серьезную торговую войну. Будучи крупнейшей экономикой мира, Китай чувствует сегодня себя достаточно независимым. 

«Не думаю, что торговая война между США и Китаем возможна в полном объеме, как она возможна с Европой. Европейский союз находится в более подчиненном положении к США, он связан так называемой евроатлантической солидарностью, НАТО, другими структурами. Подобные действия в логике такой акулы капитализма, как миллиардер и бизнесмен Дональд Трамп. Несмотря на то, что он второй год находится в Белом доме, он критически не желает быть политиком, остается бизнесменом, у которого вдруг появились новые политические инструменты для решения бизнес-задач. С Китаем будет сложнее в том смысле, что он практически независим от США, и более того, если посмотреть на эту историю с другого ракурса, то США в некотором смысле зависимы от Китая. Поэтому они сколько угодно могут упражняться риторически, вводить всякие пошлины, но китайцы прекрасно понимают, что это риторика и сиюминутная тактическая выгода игры на биржах, но в среднесрочной перспективе США будут не в состоянии объявлять или вести торговую войну с современным Китаем. Китайцы в ответ загадочно улыбаются, но караван идет дальше», — говорит Мартынов. 

   
   

Введения пошлин — это меры, которые направлены на защиту интересов американских производителей. Это был один из пунктов предвыборной программы Трампа, который он сейчас последовательно воплощает. Ведущий эксперт Центра исследований проблем безопасности РАН, политолог и американист Константин Блохин считает, что тех масштабов, которые ранее планировал Трамп, торговая война еще не достигла. На данный момент США только приступили к геоэкономическому сдерживанию Китая.

«В принципе та торговая война, которую изначально планировал Трамп, еще не достигла планируемого масштаба. Китай сейчас заинтересован в том, чтобы в большей степени отсрочить момент конфронтации и сдерживания. Он вполне может пойти на уступки в отношении США, чтобы этот период сдерживания отсрочить на максимальный срок и выиграть время для большей концентрации мощи и ресурсов. Понятно, что эти торговые войны ни к чему хорошему не приведут, они только навредят экономикам двух стран. Мы все знаем об астрономическом товарообороте двух стран, он уже перевалил за 600 млрд долларов. Китай держит в американских бумагах за триллион долларов. 

Конечно, эти торговые войны в такой ситуации могут привести не только к ущербу этих двух экономик, но и вообще к эрозии всей финансовой системы. Как китайская, так и американская элита видят, что конфронтация неизбежна, и политика над экономикой в этом случае преобладает. Поэтому эту сцепку как Америка, так и Китай будут ломать. Это будет происходить не быстро, а постепенно. Китай будет переориентировать свой вектор на Евразию. В этом и идея Шелкового пути. И американцы будут переориентироваться с Китая на соседние с ним страны — Японию, Вьетнам. Сейчас американские экономисты поднимают вопросы о возвращении к тихоокеанскому партнерству, из которого Трамп вышел. Они предлагают вернуться к этой модели, но уже в несколько другом формате. Все понимают, что конфронтации в торговле не избежать. Китай может пойти на уступки, но с целью максимально выиграть время для отсрочки основного удара, который произойдет не так быстро», — говорит Блохин. 

Ущерб для Китая от повышения экспортных пошлин может составлять многие десятки миллиардов долларов. В ответ на усиление торговых ограничений власти КНР могут снизить объемы покупок американских гособлигаций или перейти к расчетам в национальных валютах со своими торговыми партнерами, но пока в Пекине на такие действия не идут, а лишь ограничиваются возможностью введения пошлин на ввоз товаров из США.