Цены — вниз! Что будет дешеветь в ближайшие месяцы?

По данным Росстата, за первые три недели августа потре­бительские товары и услуги подешевели на 0,1%.

   
   

Спасибо природе

За последние 10 лет дефляция, т. е. общее снижение цен, случалась в России 3 раза – в 2011, 2017 и 2019 гг. Такое происходит, когда в продажу начинают поступать дешёвые овощи и фрукты нового урожая, которые тянут вниз ­индекс Росстата, отражающий стоимость нескольких сотен самых важных товаров и услуг. Это лето не исключение. С конца июля к 24 августа, по данным статистической службы, на 15,2% подешевел картофель, на 11,5% – репчатый лук, на 12,2% – свежие помидоры, на 8,2% – огурцы. И даже цены на яблоки, которые раньше тревожили, упали почти на 10%. С другой стороны, приближение учебного года подтолкнуло вверх цены на детскую одежду. Рубашки для мальчиков подорожали на 1,1%, джинсовые брюки – на 0,9%, спортивные костюмы – на 0,7%.

В итоге индекс потребительских цен упал за 3 недели на 0,1%. В недавние годы его месячное падение ни разу не превышало 0,54%. Станет ли глубже нынешняя дефляция? «Вполне возможно, – считает замдиректора Института ВШЭ «Центр развития» Валерий ­Миронов. – В кризис, вызванный корона­вирусом, люди стали больше экономить, многие откладывают крупные покупки. Бизнесу приходится это учитывать и цены дер­жать. Но заметно опустить их большинст­во компаний не могут: иначе они станут убыточными».

На чём удастся сэкономить

Что будет дешеветь в ближайшие месяцы кроме даров природы? «Велосипеды, купальники и другие товары, сезон для которых заканчивается, – прогнозирует аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. – Будут распродаваться со скидками электроника и крупногабаритная бытовая техника, закупленная оптом ещё в докризисные времена. Знаю примеры, когда удавалось купить телевизор раза в 1,5 дешевле обычного. Но ­обязательно подорожают новая импортная продукция и отечественные товары, для выпуска которых используются зарубежные комплектующие и материалы. После того как весной упал курс рубля, избежать этого невозможно». Пример – авторынок. По данным агентства «Автостат», только за первую половину 2020 г. средняя цена автомобиля, проданного в России, выросла на 138 тыс. руб. И даже отечественные марки подорожали на 41 тыс. руб.

«Усиливается также скрытая инфляция, связанная с тем, что в пандемию люди стали чаще покупать товары через интернет, – говорит В. Миронов. – Товары, которые доставляют курьеры, часто бывают ниже по сорту и качеству, чем за те же деньги можно самим выбрать в реальных магазинах».

Расходы обгонят доходы

К началу года и до 24 августа общий рост цен, зафиксированный Росстатом, составил 102,9%. Последний прогноз на конец года, который дал Банк России, – 3,7–4,2%. ­«Сама по себе инфляция в таких пределах – это не страшно. Изменение средних цен на несколько десятых процента вообще незаметно для обычного потребителя, – комментирует директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. – Опасно другое: когда резко дорожают товары или услуги, которые крайне важны для конкретного человека, – скажем, лекарства. А ­доходы его при этом не растут».

Стоимость покупок, которые приходится делать здесь и сейчас, на основе анализа реальных трат оценивает компания ­«Ромир». Её индекс в июле­ на ­рекордную величину разошёлся с данными Росстата, взлетев на 1,66%. Рост, по оценке «Ромира», обусловило июльское повышение важных платежей – на 2,28% за коммунальные услуги, на 1,24% – за товары, на 0,84% – за бензин. Ослабит ли нагрузку на кошелёк удешевление фруктов и овощей? Если да, то совсем несильно и ненадолго. Летне-осеннее падение цен обычно заканчивается уже в октябре. При этом на гарантированное повышение зарплат в ближайшие месяцы могут рассчитывать только госслужащие, военные и некоторые бюджетники, которым обещана ­3%-ная индексация с 1 октября. «В предпринимательском секторе из-за кризиса роста доходов не будет. Поэтому по итогам 2020 г. ожидается, что реальные располагаемые доходы населения упадут в России в среднем на 4%», – говорит В. Миронов. В переводе с экономического языка на обычный это означает, что рост цен и обязательных платежей (банкам и за ЖКУ) перекроет рост доходов.