Бой бюрократии. Минтруд упрощает назначение мер социальной поддержки

Россияне должны получать социальную помощь максимально быстро и удобно, в проактивном режиме, то есть вовсе не обращаясь в органы соцподдержки. Такую цель ставит Минтруд, разработав соответствующий проект правительственного постановления. Предполагается, что все меры социальной защиты должны быть доступны в электронном виде, а также вводятся единые подходы к процессам назначения федеральных, региональных и муниципальных мер поддержки населения.  «На сегодняшний день 42 федеральные меры поддержки уже для подавляющего большинства получателей предоставляются без сбора справок, по одному заявлению или даже без него, то есть проактивно. Следующий шаг — упрощение региональных и муниципальных мер поддержки. Необходимо избавить граждан от сбора справок, если эти сведения уже есть в государственных информационных системах. Постановление устанавливает исчерпывающий перечень ситуаций, когда органы, ответственные за назначение помощи, могут попросить справку у гражданина», — отметил глава Минтруда Антон Котяков.

   
   

В частности, в проекте постановления четко регламентировано:

- регистрация заявления должна проходить в течение 1 рабочего дня;

- получение межведомственных документов — в течение рабочих 2 дней;

- извещение о назначении или отказе в течение 1 рабочего дня.

Кроме того, Минтруд предлагает обязать все органы, которые назначают меры поддержки, оповещать гражданина по мере рассмотрения его заявления о ключевых этапах работы:

- стадия рассмотрения заявления;

   
   

- в каком ведомстве на рассмотрении находятся документы;

- необходимость доработки или предоставления дополнительной информации;

- назначение или отказ в мере поддержки.

Минтруд выбрал в целом верный вектор развития, считает профессор департамента психологии и развития человеческого капитала факультета социальных наук и массовых коммуникаций финуниверситета при правительстве РФ Александр Сафонов. «У нас отсутствуют единые стандарты предоставления социальной помощи, — поясняет эксперт. — По закону субъекты федерации сами определяют набор социальных услуг различным категориям граждан, если эти услуги не определены напрямую на федеральном уровне. Поэтому утверждение единого подхода назрело давно, стандартизация услуг является правильным направлением.

При этом унифицировать нужно базовые виды социальной помощи, которые должны быть едины на всей территории России, но за регионами должно быть закреплено право расширять и дополнять этот список. Например, жители Москвы и каких-то удаленных территорий имеют совершенно разный уровень транспортной доступности, и, соответственно, субсидии на проезд у граждан должны быть разными. Поэтому, исходя из климатических, территориальных, культурных и прочих особенностей, региональный компонент вовсе исключать нельзя».

На текущий момент в России 42 федеральные меры социальной защиты и поддержки предоставляются в формате «Социального казначейства», то есть в режиме максимально упрощенного взаимодействия между государством и гражданином, предусматривающего получение помощи по одному документу или вообще без документов. В их числе такие востребованные меры, как материнский капитал, оплата больничного, назначение выплат по рождению и уходу за ребенком, социальная доплата к пенсии, установление и выплата пенсий, единого пособия на детей и беременных женщин, которое предоставляется семьям со среднедушевым доходом ниже одного прожиточного минимума на человека.