Большие проблемы малого бизнеса. Как санкции сказались на предпринимателях?

Производство оборудования компании «Диагностика-М» в Москве. © / АГН Москва

Какие настроения сегодня царят в малом и среднем бизнесе? Как предприниматели переживают санкции? Эти темы обсуждались 14 июня в МИА «Россия сегодня».

   
   

Как заявила исполнительный директор Аналитического центра Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) Людмила Спиридонова, в марте свое финансовое положение как «скорее плохое» оценили 40% представителей малого и среднего бизнеса, в начале года таких было лишь 22%. А сочли «скорее хорошим» всего 25%, в январе этот показатель составлял 36%.

Снижение объемов продаж зафиксировали большинство предпринимателей, из них 83% были вынуждены принимать защитные меры — урезать расходы на IT-услуги, рекламу, сокращать штат, а также отказываться от аренды офиса и переводить оставшихся сотрудников на удаленный режим работы.

При этом 67% бизнесменов хотели бы получить поддержку от государства. Из них 73% нуждаются в снижении страховых взносов и налогов, 43% — в льготном кредитовании, 38% — в субсидиях на зарплату.

Но на государство уповай, а сам не плошай. В сложные времена 81% предпринимателей оказывали поддержку своим коллегам по цеху. Из них 38% предоставляли скидки своим партнерам, 26% — шли на отсрочки по платежам, а 14% сотрудничали безвозмездно.

В результате уже в апреле-мае положение малого и среднего бизнеса изменилось в лучшую сторону. Если в марте его охарактеризовали как «скорее хорошее» 25%, то в мае — уже 34%. Популярность оценки «скорее плохое» упала с 40% в марте до 23% в мае. При этом в мае 35% прогнозировали улучшение своего финансового состояния, в марте таковых было 27%, ухудшения ожидали в мае 36%, в марте этот показатель был на уровне 51%.

Специалисты НАФИ разработали индекс делового климата, отражающий настроения малого и среднего бизнеса. В феврале его значение составляло 18 пунктов, в марте он ушел в отрицательную зону — 19,8 пунктов, в апреле вернулся в плюс и составил 4,7 пункта.

   
   

Какие отрасли видятся наиболее перспективными для малого предпринимательства, рассказала директор направления исследований цифровой экономики Аналитического центра НАФИ Лейсан Баймуратова. В первую очередь это сельское хозяйство — 44%, производство продуктов питания — 43%, IT-сфера — 38%, торговля — 32%, фармацевтика и логистика — по 29%.

Предприниматели — неисправимые оптимисты. В наложенных санкциях 62% из них видят новые возможности, что дает им надежду на улучшение своего положения в будущем несмотря на то, что более 37% «малых» бизнесменов не смогли воспользоваться ни одной мерой господдержки. Но эти люди продолжают трудиться, внося свой вклад в развитие экономики России. Их уверенность в правильности выбранного пути подтверждается такой цифрой — 76% предпринимателей малого и среднего бизнеса хотят, чтобы их дети пошли по стезе родителей. Пусть они не обманутся в своих ожиданиях, это будет обоюдовыгодно и для них, и для страны в целом. 

Кстати

Малый и средний бизнес в 2021 г. создал 20,8% валового продукта России. В нем занято около 19 млн человек.