Майнинг в России скоро официально станет разновидностью работы и получит собственный код общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД). Об этом журналистам рассказал замдиректора департамента финансовой политики Минфина РФ Осман Кабалоев.
Наличие такого кода поможет облегчить майнерам прохождение ряда бюрократических процедур, но не легализует криптовалюту в качестве платежного средства в России, объяснили aif.ru эксперты.
Код майнера
Компании и индивидуальные предприниматели смогут регистрироваться, указывая новый код ОКВЭД, что повлияет на их права, обязанности, налогообложение и возможные льготы, заявил aif.ru старший преподаватель кафедры экономической теории РЭУ им. Г.В. Плеханова Кава Ходжа.
— Цель введения ОКВЭД для майнинга не сводится только к фискальной. Да, это позволит лучше администрировать доходы майнеров и собирать с них налоги. Но также это шаг к упорядочению индустрии в целом, к выводу майнеров из «серой зоны». Появится возможность официального учета, контроля и поддержки со стороны государства, — говорит эксперт.
Присвоение кода ОКВЭД майнингу автоматически не означает легализацию самих криптовалют как платежного средства, добавил Кава Ходжа. Против этого последовательно выступает Банк России из-за рисков для финансовой стабильности в стране.
— Когда Госдума закончит обсуждать и примет закон о регулировании майнинга, появятся четкие определения ключевым понятиям. Это установит правила игры. Дальше возможны разные сценарии: от признания криптовалют имуществом до их частичного допуска в отдельных сферах. Например, для международных расчетов. Многое будет зависеть от дискуссий и поиска компромисса между разными ведомствами. Но в любом случае, присвоение ОКВЭД майнингу — важный этап в движении к более цивилизованному регулированию крипторынка в России, — убежден Кава Ходжа.
Налог на ферму
По оценкам Минфина, прибыль майнеров составляет около 100 млрд рублей в год, а значит, государство в теории может собирать с нее ощутимые налоговые поступления, обратила внимание руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР Президентской Академии (РАНХиГС) Антонина Левашенко.
— Группировка майнеров по одному коду ОКВЭД позволяет лучше оценить их затраты на электроэнергию и корректно учитывать такие расходы при расчете налога на прибыль, — пояснила она.
Отсутствие или наличие кода ОКВЭД уже сейчас никак не влияет на саму необходимость уплаты налогов майнерами, подчеркнул в беседе с aif.ru управляющий консалтингового агентства Parallax и член Экспертного совета Госдумы по законодательному регулированию криптовалют Михаил Успенский.
По его словам, ФНС еще пять лет назад опубликовала письмо, разъясняющее возможность заниматься любой деятельностью, даже той, которая не соответствует изначально присвоенному коду по ОКВЭД.
— Эти выводы давно и стабильно подтверждают суды. Необходимость использовать какой-то конкретный код ОКВЭД должна быть прямо прописана в законе. Однако сейчас такого требования к майнерам нет ни в действующем законе, не даже в законопроекте о майнинге, — отметил он.
Бюрократический нюанс
— Я лично считаю, майнерам код ОКВЭД нужно присвоить хотя бы затем, чтобы положить конец многолетним бестолковым дискуссиям о том, нужен он или нет. Плюс в дальнейшем наличие ОКВЭД может облегчить ряд бюрократических процедур. Однако согласно законопроекту не ОКВЭД, а именно включение майнера в специальный реестр, который будет вести Минцифры, определит легальность статуса добытчика цифровой валюты, — сказал Михаил Успенский.
При этом даже после присвоения майнингу кода ОКВЭД расплачиваться криптовалютой за товары и услуги в России будет по-прежнему нельзя, подтвердил эксперт.
— Наличие ОКВЭД никак не повлияет на запрет использования крипты в качестве платежного средства внутри страны, и такой запрет совершенно корректен на данном этапе исторического развития страны, — считает он.
Между тем, точеные нововведения типа ОКВЭДа или майнингового реестра не решают проблему целиком, ведь у государства до сих пор отсутствует четкое представление о комфортном режиме оборота цифровых валют на территории РФ, заметил Михаил Успенский.
— Пока ни Госдума, ни суды не имеют четкого представления о криптовалюте как объекте гражданского правда. Это притом, что вокруг биткоина в российской экономике сложилась целая индустрия. Например, в Иркутской области благодаря низким тарифам на электроэнергию работает огромное число оборудования для майнинга, а судебные решения пестрят словом «биткоин» по самым разным делам. Эту проблему только предстоит решить, — заключил он.