Без SWIFT нет газа. Могут ли отключить Газпромбанк от платежных систем?

Чиновники ЕС согласовывают очередной, уже восьмой пакет антироссийских санкций. Официальных решений пока нет, но обсуждаемые идеи стали известны агентству Bloomberg. По сведениям информационного агентства, застрельщиками выступают Польша, Ирландия, Латвия, Литва и Эстония. В числе прочего они настаивают на полном эмбарго на поставки российских алмазов, стали и блокировке финансового сектора нашей страны. Для обеспечения последней меры предлагается отключить от SWIFT (защищенная система международных межбанковских переводов) большинство российских банков, включая Газпромбанк. Но хрупкая модель рублевых расчетов за газовые поставки из России в Европу базируется именно на инфраструктуре Газпромбанка. Если этот банк будет отключен от SWIFT, оплата, а стало быть, и газовые поставки в страны Евросоюза, станут если не невозможными, то крайне затруднительными.

   
   

«Система SWIFT — это привычный нам всем мессенджер, только для банков, — объясняет главный стратег аналитического департамента одного из российских госбанков Игорь Штерн, — по этому защищенному каналу финансовые организации обмениваются сообщениями о проведенных транзакциях. Тотальной изоляции Газпромбанка от мировой банковской сети с отключением от SWIFT не произойдет. Но, учитывая, что именно эта система является самой популярной (к ней подключено более 10 тыс. финансовых организаций со всего мира), то международные транзакции банка станут медленными, неудобными и дорогими. Для оплаты газовых поставок иностранным банкам придется открывать в Газпромбанке прямые корреспондентские счета типа “ностро” и “лоро” и обмениваться информацией о движении капитала по этим счетам посредством архаичных телексов. Это все равно, что возить телегами наличные деньги из Европы в Россию, вряд ли европейцы на это согласятся.

Альтернативы SWIFT есть. Это и российская система передачи финансовых сообщений СПФС (в нее входят только банки России и ближнего зарубежья), и иранская INSTEX, и китайская CIPS, и европейская SEPA. Но все эти системы в разы уступают SWIFT по количеству участников и валютной вариативности. Поэтому отключение Газпромбанка от самой популярной системы SWIFT, скорее всего, сделает невозможным оплату поставок энергоносителей из России в Европу, что приведет к полной остановке российского газового экспорта в ЕС.

Выходом может быть определение небольшого, из второй-третьей сотни частного банка в качестве базового финансового института для взаиморасчетов с европейскими странами. Но такие ухищрения, скорее всего, не понадобятся. Европейские страны крайне заинтересованы в стабильных нефтяных и газовых поставках. У них не хватит духа перерезать энергетическую пуповину, питающую их экономику. И если даже отдельные страны ЕС выдвигают такие предложения, то европейские “тяжеловесы”, вроде Германии, Франции, Испании или Италии, скорее всего, заблокируют такие инициативы. В противном случае стоимость газа на европейском энергорынке совершит еще один рывок, задрав и без того невозможно высокие цены на энергию».