«Цены на технику снизились из-за сокращения спроса, вызванного ростом курса валют, инфляцией, высокой кредитной ставкой, ростом безработицы, падением доходов людей, политическими и экономическими рисками, из-за которых тратить на бытовую технику и гаджеты стали меньше, отдавая предпочтения товарам с большей практической полезностью, — говорит Эльканова. — Сказались и изменения структуры рынка в связи с решениями разных производителей по продолжению или сокращению бизнеса в России, и выход на рынок новых моделей техники».
По сообщениям продавцов компьютеров, перед Новым годом они совершили серьезные закупки, заполнили склады, а теперь не могут продать то, что там лежит. Из-за этого вынуждены ощутимо снижать цены, чтобы подтолкнуть спрос.
Цена на iPhone 13 упала на 18%, а некоторые видеокарты от Nvidia и AMD стали стоить в пять раз дешевле, — модель, за которую просили полмиллиона рублей, теперь готовы отдать за 100 тыс. рублей, приводит примеры эксперт. Причина рекордного уменьшения цены на «видюху» простая — мощные игры, для которых нужна такая видеокарта, стали недоступны в России. По крайней мере, официально.
«На российском рынке появляются новые товары, но на быстрое импортозамещение надеяться не стоит, — предупреждает Эльканова. — А если какая-то часть товара уходит с рынка, цены растут. Это привело, например, к росту цен на отдельные лекарственные препараты на 12-15% по сравнению с мартом 2022 года. Товары личной гигиены, автозапчасти, стройматериалы за это же время подорожали на 21%».
Набрасываться на подешевевшие компьютеры или сметать лекарства, пока цены на них не поднялись еще больше, — не самые разумные варианты поведения для потребителей, заключает эксперт. Снизились цены — хорошо, повысились — хуже, но для того, чтобы без лишних невзгод дождаться появления новых товаров на рынке, нужен небольшой запас всего ассортимента необходимых для привычной жизни вещей и предметов. Так ждать успехов в импортозамещении будет чуть проще и приятнее, добавляет она.