Без двойного толкования. Нового строительства на Байкале не будет

20 апреля Госдума приняла в третьем чтении поправки к так называемому «транспортному закону». Этот закон запрещает новое строительство на территории озера Байкал.

   
   

Новое строительство на Байкале запрещено

Законопроект, направленный в первую очередь на снижение административных барьеров для строительства, наделал много шума. А все потому, что из-за двойственной трактовки формулировки «приоритетные проекты» у экологов сложилось впечатление, что в нем говорится об отмене обязательной экологической экспертизы в районе озера Байкал, и других особо охраняемых природных территориях при строительстве объектов инфраструктуры.

Поправки, принятые ещё во втором чтении, исключают двойственные толкования и злоупотребление такой трактовкой — они запрещают новое строительство на территории Байкала и всех ООПТ и определяют полный перечень инфраструктурных объектов. Единственное строительство на Байкале, которое оговорено в действующем с 31 июля 2020 года законе, — расширение и модернизация инфраструктуры для Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. На эти главные транспортные артерии, которые отвечают за перевозку большой части грузов внутри страны, в существующих условиях ляжет двойная нагрузка в связи с будущим увеличением объёмов грузов из Китая, и их развитие чрезвычайно важно для страны.

Никакого нового строительства на территории Байкала закон не допускает, и это снимает все вопросы к законопроекту, которые появились к нему в первом чтении.

Горнолыжного курорта в заповеднике не будет

В такой редакции документ вводит некоторые ограничения и не даст построить, например, горнолыжный курорт в заповеднике. Об этом заявил эксперт по ООПТ Михаил Крейндлин.

Экологическая экспертиза будет сохранена, поправки подразумевают и сохранение экспертизы объектов археологического наследия на исторически ценных территориях. При этом новый законопроект объединит три экспертизы — государственную, историко-культурную и экологическую — они будут проводиться одновременно в рамках единой процедуры государственной экспертизы.

Очень важный момент — упрощенная система согласований будет распространяться только на строительство инфраструктурных проектов.

   
   

«Обращаю внимание, речь идет о возможности строить в упрощенном порядке только государственные объекты. Частные инвестиционные стройки проходят стандартные процедуры согласований», — отметил глава комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов.

«Возможность преступного толкования закона теперь нейтрализована. Перечень разрешенных к строительству объектов жестко ограничен. Это объекты, которые нужны государству: сетевые, транспортные пути, газопроводы, трубопроводы, социальные объекты», — прокомментировал законопроект зампред комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Георгий Арапов.

Упрощение документооборота

Главной целью внесённого правительством документа стало сокращение инвестиционно-строительного цикла. В существующей экономической ситуации это особенно важно, поэтому законопроект вошёл в число антикризисных правительственных мер. Двухлетний опыт применения «транспортного закона» — а он действует в России с 31 июля 2000 года — показал, что он позволяет не менее чем на год ускорить строительство. Застройщику для согласования проекта теперь нужно готовить на 100 документов меньше.

С расширением закона ускорится строительство дорог, энергетической и социальной инфраструктуры, связанной с жизнеобеспечением населения.

Кстати, этот законопроект касается и частных интересов широкого круга граждан — он предусматривает упрощение оформления прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража, индивидуального жилищного строительства — теперь это можно будет сделать за 3-5 дней, просто подав заявку через МФЦ.