Изначально оператором проекта «Сахалин-2» была бермудская компания Sakhalin Energy, в которой Shell принадлежало 27,5% акций. Другими акционерами были «Газпром» (50%) и японские Mitsui (12,5%) и Mitsubishi (10%). Летом 2022 года на основании указа президента РФ Владимира Путина оператор был заменен на российское ООО «Сахалинская энергия» с сохранением всеми акционерами своих долей владения. «Газпром» и японские компании приняли новую схему, а Shell отказалась и не стала вступать во владение своей долей в российском операторе проекта. В итоге российское правительство оценило «бесхозный» пакет акций размером 27,5% в 93,8 млрд руб., его, с разрешения кабинета министров, и выкупит структура «Газпрома».
«Новая схема владения оператором проекта „Сахалин-2“ обсуждалась давно, и принципиальное решение было принято еще в прошлом году, — напоминает Пикин. — Тогда предполагалось, что долю в проекте выкупит НОВАТЭК, в итоге пакет акций достанется Газпрому, но это единственное отличие от первоначальных планов».
Проект «Сахалин-2» — один из крупных в российской нефтегазовой отрасли. Здесь производится примерно 11 млн тонн СПГ в год, а продается востребованное топливо в основном в близлежащие Японию, Южную Корею и Китай, что позволяет минимизировать расходы на логистику. Британский нефтегазовый гигант с экономической точки зрения заинтересован в таком проекте, но, отказавшись от дальнейшего участия в проекте с новой схемой владения, теперь не будет инициировать новых наказаний для России или «Газпрома».
«В Shell уже год назад списали выход из проекта на убытки, для них это, конечно, как минимум неприятно, но сейчас для них ничего нового не произошло, поэтому каких-либо новых санкций в отношении нашей страны или отечественных компаний не последует, — уверен Пикин. — Возможно, когда-нибудь, в будущем придется как-то вернуться к переговорам с Shell, ситуация непростая, но сейчас никаких последствий от приобретения „Газпромом“ доли английской компании в проекте „Сахалин-2“ не будет».
Ранее эксперты специально для aif.ru рассказывали о причинах заинтересованности Индии в инвестирование в нефтегазовые проекты на Сахалине.