Несмотря на все разногласия, Европа остается крупнейшим рынком сбыта отечественного сжиженного газа. По данным аналитической компании Kpler, в апреле на страны Евросоюза пришлось 46% всего российского СПГ. Однако власти ЕС все активнее обсуждают включение в 14 пакет санкций запрет на поставки сжиженного газа из России. Вероятность такого решения с экономической точки зрения выглядит ничтожно маленькой, наша страна с долей в 17% европейского рынка занимает второе место в рейтинге поставщиков СПГ в страны ЕС, но на практике политики могут принять самые неожиданные решения.
«Возможный запрет на поставки нашего СПГ будет обоюдоболезненным и для России, и для Европы, — уверен Гривач. — Поэтому в настоящее время такое решение маловероятно, но готовиться к этому надо. Мы должны уже сейчас выстраивать альтернативные варианты продажи газа и обслуживания логистики. В этом случае произойдет некоторое увеличение издержек, но оно, скорее всего, будет компенсировано более высоким уровнем цен на рынке».
В любом случае, сегмент СПГ нефтегазовой отрасли не является ключевым для отечественной экономики. Экспорт сжиженного газа приносит 13-15 млрд долларов выручки в год, что меркнет на фоне 190-200 млрд долларов выручки от продажи только одной нефти. А в целом от нефтегазового комплекса бюджет должен получить в 2024 году 9 трлн руб., или примерно 100 млрд долларов. Поэтому, даже если гипотетический запрет на поставки российского СПГ в Европу воплотится в жизнь, это никак не отразится на доходах и расходах россиян, наша повседневная жизнь не изменится. «Экспорт СПГ не приносит существенных доходов в бюджет, — поясняет Гривач. — Поэтому в целом на жизни населения проблемы в этой сфере не скажутся».
Ранее эксперт объяснил для aif.ru, зачем США ввели новые санкции в отношении российского производителя СПГ, и каким будет их влияние.